ГЛАВА ПЯТАЯ. Дождь идет по всему миру. Россия

 

Зарождение пятидесятничества в России удивительно похоже на историю в Бразилии. Только здесь апостолом пробуждения для многих славянских народов стал Иван Ефимович Воронаев, казак, родившийся на Урале в центральной России. Задолго до коммунистической революции 1917 года он обратился в христианство и стал баптистским проповедником. В 1912 г. Иван Ефимович эмигрировал в Соединенные Штаты из-за притеснений со стороны Русской православной церкви.

Воронаев поселился в Калифорнии и затем в 1914 году был рукоположен на служение в церкви. Он открыл русские баптистские церкви в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Сиэтле. Его бурная духовная деятельность привлекла большое внимание иммигрантов из России. Накануне своего знакомства с пятидесятниками в 1919 году Воронаев переезжает в Нью-Йорк, Манхэттен, и становится пастором русской баптистской общины. В том же году по настоянию жены и дочери он принимает крещение Святым Духом, сопровождающееся говорением на иных языках18.                        

1 июля 1919 года Воронаев основывает первую русскую пятидесятническую церковь в Манхэттене. Однако в Нью-Йорке он долго не задерживается, несмотря на стремительный рост общины. На одном из молитвенных собраний Ивану Ефимовичу пророчествуют, что он должен поехать в Россию в качестве миссионера. Призыв прозвучал ясно и коротко: «Воронаев, Воронаев, поезжай в Россию». Позднее Иван Ефимович получает окончательное подтверждение во время личной молитвы. Этого оказалось достаточно, чтобы отважный русский проповедник решил поехать на родину с целью распространения пятидесятнического послания среди бывших соотечественников19.

Итак, в августе 1920 года семья Воронаевых покидает Нью-Йорк и отправляется в Россию (Советский Союз). По пути на родину они провели пять месяцев в Болгарии, где Воронаев успел организовать двадцать пятидесятнических общин. Несколько месяцев Иван Ефимович проводит в Константинополе. Затем, летом 1922 года он, наконец, прибывает в Одессу и начинает проповедовать среди баптистов.

Вскоре после этого баптисты запретили ему посещать собрания, так как не были согласны с его учением о крещении Святым Духом. И Воронаев сам открывает церковь - первую пятидесятническую церковь в истории России. Очень быстро его церковь увеличивается до 1000 членов. Фактически, по подсчетам председателя Союза баптистов, за несколько месяцев только в Украине ряды пятидесятников увеличились до 20 000 человек.

Распространение пятидесятничества в Советском Союзе под руководством Воронаева, по сути, уникальное явление. Его служение не ограничилось рамками этой огромной державы. Энергичный пионер пробуждения зарекомендовал себя «апостолом Пятидесятницы среди славянских народов». С 1920 по 1929гг. он много путешествовал по Советскому Союзу, Польше и Болгарии. Этот период отличался относительной свободой совести в СССР, поэтому неутомимый евангелист основал 350 церквей у себя на родине и множество общин в других славянских государствах20.   

В 20-х годах пятидесятники подвергались гонениям с двух сторон: баптистов и коммунистов. В конечном итоге, последние положили конец религиозной свободе христиан всех конфессий. В 1929 году советское правительство издало преступный антирелигиозный указ, запрещающий какую-либо христианскую деятельность: распространение духовной литературы, публичные выступления, а также западное финансирование. Так как Воронаев получал поддержку от американских церквей Ассамблей Божьих, его арестовали в январе 1932 года и приговорили к шести месяцам каторжных работ в трудовом лагере. Ивана Ефимовича обвинили в шпионаже для «американских империалистов».

В 1936 году Воронаева снова арестовали, когда он подал заявление о намерении покинуть Союз. Семь лет миссионер томился в тюрьме строгого режима. Рассказывают, что в 1943 году Иван Ефимович был убит выстрелом в спину при попытке к бегству. Его тело растерзали сторожевые собаки. Жена Воронаева также провела двадцать четыре года в тюрьме. В 1960 году ее освободили из заключения21.       

Где-то в общей советской лагерной могиле покоятся останки Ивана Ефимовича. Однако его дело продолжается и по сей день. За последние годы пятидесятническое движение достигло всех уголков Советского Союза. Стремительный рост деноминации, несмотря на жесточайшие преследования, привел к тому, что в свое время советская Академия Наук причислила пятидесятничество к «наиболее опасным видам религиозного опиума» как для советских, так и зарубежных граждан22.

Многие пытались объяснить феномен быстрого роста пятидесятничества в Советском Союзе. Так как движение традиционно привлекало в основном малоимущие население, сложилось мнение, будто в среде пятидесятников больше рабочих, чем у баптистов. Это движение также привлекло большое количество молодежи. По словам Уолтера Колаза, некая романтическая мистика влекла юношей и девушек в пятидесятническое служение во время и после второй мировой войны:

«Есть что-то романтическое и революционное в пятидесятническом движении в Советском Союзе. Прежде всего, это религиозное течение находится под запретом, и нужна определенная доля смелости, чтобы примкнуть к нему. Более того, собрания проходят в таких местах, которые явно импонируют молодым людям – в горах, лесах, полутемных помещениях. К тому же, все встречи строго засекречены и законспирированы. Молитвенные служения сыграли такую же роль в жизни советской молодежи 50-х, как подпольные политические сходки – для других поколений»23.  

 

Хотя представляется невозможным сделать точный статистический анализ, все же, согласно некоторым данным в СССР в 80-е годы насчитывалось, как минимум, 600 000 пятидесятников. Предполагают, что их настоящая численность намного превышает этот показатель. В течение многих лет, согласно декрету, всех евангельских верующих причисляли к баптистам, хотя многие из них были пятидесятниками. Помимо «зарегистрированных» (поставивших правительство в известность о своем существовании) были тысячи «незарегистрированных» пятидесятников, которые собирались по домам или в лесах, чтобы укрыться от агентов КГБ. Вполне возможно, что к 1980 году огромное количество неправославных христиан в Советском Союзе принадлежало к молодому движению.

В мире вообще узнали о существовании русских пятидесятников благодаря информационному выпуску «Сибирская семерка». В передаче рассказывалось о двух семьях, которые получили убежище в Американском посольстве в СССР. В течение пяти лет семьи Ващенко и Чмыхаловых жили в тесном полуподвальном помещении посольства до тех пор, пока их борьба не стала известной во всем западном мире. Наконец, в июле 1983 года Советское правительство позволило им эмигрировать в Израиль и Соединенные Штаты Америки24

Все эти истории свидетельствуют о масштабности распространения пятидесятничества в мире после 1906 года. Можно было бы продолжить рассказ другими историями о зарождении движения в странах мира с теми же свидетельствами о Божьем водительстве через дары Святого Духа, однако в этом уже нет необходимости. Пионеры пятидесятничества уверены, что их движение – не что иное, как долгожданный «поздний дождь», который предупреждает нас о скором возвращении Иисуса за своей Невестой. Они почувствовали, что их опыт выходит за рамки личного и направлен на все Тело Христа. Это - надежда церкви и ответ на чудовищное отступничество века. Их учение было позитивным и живым. Они были уверены, что истинные верующие во всех христианских деноминациях должны откликнуться с радостью на весть о том, что Господь хочет восстановить харизму в церкви. Однако, к их великому разочарованию, церковь оказалась не готовой принять пророческое послание.        

 

 




double arrow
Сейчас читают про: