Когда в апреле 1906 года на Азуза-стрит пошел «поздний дождь», маленькая горстка верующих начала собираться для поклонения в старом полуразваленном доме. С высоко поднятыми руками они славили Господа. По комнате разливалось прекрасное пение в духе. Новые песни на иных языках называли «небесным хором». Мужчины и женщины смиренно говорили на языках, «…как Дух давал им провещевать». Собрание посещали бедняки - в основном черные, изредка белые. Проводил собрания никому не известный в христианском мире черный проповедник из движения Святости родом из Луизианы, Уильям Дж. Сеймур.
8 января 1974 года тысяча благополучных верующих собралась под сводами Вашингтонского национального кафедрального собора для поклонения. С высоко поднятыми руками они славили Господа. По нефу разливалось прекрасное пение в духе. Сотни квалифицированных специалистов, богословов, служителей из разных конфессий говорили на языках. Вел собрание декан Фрэнсис М. Сайр, почетными спикерами выступили д-р Кристер Стендаль, декан Гарвардской школы богословия, и Джозефин Массингберд Форд, преподаватель на факультете богословия Нотрдамского университета1.
В мае 1975 года 10 000 католических харизматов собрались в соборе Св. Петра в Риме на праздник Пятидесятницы. То же самое происходило в присутствии папы Павла VI. На следующий день в огромном нефе Леон Джозеф кардинал Сьюененс, примас Бельгии, прочитал проповедь, а папа римский провел торжественное собрание харизматов-пилигримов. Молодежь пророчествовала у алтаря под действием силы Святого Духа.
В июне 1978 года 2 000 англиканских харизматов собрались в Англии в Кентерберийском соборе, древней колыбели англиканцев, чтобы провести пятидесятническое служение. На собрании происходили те же чудеса и знамения: иные языки, их истолкования, пророчества и молитвы за исцеление. В завершение все собрание вслед за тридцатью двумя епископами заходилось в танцах славить Господа.
Эти события драматизируют усиленные попытки пятидесятников удержать пробуждение с момента его начала в Америке. Однако на пути от Азуза-стрит до собора Св. Петра пролегло множество извилистых дорог непонимания, критики и преследований, которым подверглись вестники «позднего дождя».
Энтузиазм первых пятидесятников, как мы видим, основывался исключительно на их уникальном опыте встречи со Святым Духом. Они глубоко верили, что все тело Господне переживет обновление и благословение силою Пятидесятницы. Многие более образованные лидеры буквально цитировали предсказания учителей ХІХ века относительно излияния Святого Духа в последние дни. Они чувствовали, что здраво мыслящие и духовно чувствительные христиане должны распознать подлинность харизматического движения по всему миру.
Этот простой и в чем-то наивный оптимизм скоро погас под натиском мощной оппозиции, которая выступила против новоявленного течения. Большинство новых пятидесятников, которые возвращались в методистские, баптистские или пресвитерианские церкви, были вскоре лишены членства в своих горячо любимых общинах. Им не оставалось ничего иного, как организовывать новые деноминации, чтобы собираться вместе и наслаждаться «новым вином» Святого Духа. Первые пятьдесят лет обозначились повсеместным изгнанием и непониманием.
Особенно болезненным для пятидесятников был общественный остракизм (изгнание, гонение – прим. перев.), который проявлялся по-разному. Детей в школе дразнили «холироллерами» (досл. перевод – кувыркающийся святой), а от родителей старались держаться подальше. Все же «отделение от мира» стоило, на их взгляд, того, чтобы сохранить и нести в массы свою веру.
Самой острой критике подверглись первые два поколения после 1906 года. Большинство хулителей, возможно, искренне заблуждались, не имея ни малейшего представления об истинной сути движения. Находились и те, кто жестоко и несправедливо осуждал подвижников. Это были годы Ку-клукс-клана, «сухого закона» и экономической депрессии, когда, казалось, все давно забыли, что такое терпимость.
Но, как обычно случается в подобных ситуациях, неистовый шквал критики и обвинений сам себя дискредитировал и вызвал обратный эффект. Чем больше чернили репутацию пятидесятников, тем больше это возбуждало любопытство широких масс. Роковой ошибкой большинства завзятых критиканов стало то, что они судили о целом движении по каким-то частным негативным примерам, вместо того чтобы обратить внимание на господствующие тенденции пятидесятничества, духовность и высокий нравственный облик которого не вызывали сомнения. Вполне возможно, что большинство воинствующих критиков не видели объективного примера движения и превратно поняли духовно-просветительскую работу харизматов.
Антипятидесятнический аргумент приобрел вполне конкретные очертания и действовал согласно заданной схеме в течение столетия. С позиции сегодняшнего дня это видно более отчетливо. Кроме того, выработалась также тенденция преследований, позже сменившаяся относительной терпимостью и затем постепенной адаптацией. Попытаемся классифицировать разные виды критики, существовавшей от начала века до наших дней.
Критика со стороны прессы
Самые первые критические замечания появились со стороны журналистов отечественной прессы как христианской, так и светской. Их репортажи были настолько комичными, лишенными всякой теологической основы и часто сопровождались примитивной и пошлой терминологией.
Фрэнк Бартлеман, ветеран с Азуза-стрит, так описывает ранние репортажи газетчиков о служениях «позднего дождя»: «Мы пережили огромные нападки со стороны прессы. Они всячески поносили нас, однако это послужило нам только на руку, так как привлекло внимание многих»2. Заголовки «Лос-Анджелес Таймс» гласили: «Странное бормотание на языках», «Новая секта фанатиков чинит произвол», «Вакханалии на Азуза-стрит прошлым вечером». Несмотря на все это сочинительство, по рассказам Бартлмана, церковь была «битком набита каждый вечер» в то время как «по всему зданию еще производились строительные работы»3.
Хотя подобное освещение фактов было обречено на провал, оно создало некую рекламную шумиху вокруг движения, благодаря чему тысячи узнали о скандально известном феномене Пятидесятницы. К сожалению, именно такая версия событий была представлена вниманию миллионов американцев.
Христианская пресса не осталась безучастной и опубликовала несколько статей похожего содержания. Обычно здравомыслящие и объективные, редакторы писали разные глупости. Однажды сочиненные, басни и кривотолки совершали бесконечные путешествия из газеты в газету и подобно испорченному телефону перевирали многие факты.
Критика, сопровождавшаяся насилием
Неудивительно, что после прочтения неправдивых статей о деятельности пятидесятников, многие американцы ожесточились и даже стали прибегать к насилию. Применение силы – это, конечно, крайняя форма критики. В основном нападения осуществляли местные хулиганы и бандиты, подстрекаемые всеобщей ненавистью к разным этническим и религиозным группам. Проповедники уже привыкли к тому, что им постоянно угрожают, их избивают, выгоняют из города, поджигают палатки, забрасывают тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. И все это длилось несколько десятилетий. Даже убийство стало привычным делом на Юге и Среднем Западе.
Некоторых ранних проповедников сажали в тюрьмы за то, что они публично свидетельствовали и исцеляли больных силою Святого Духа. Бандитские группировки совершали нападения на церкви. Находились добровольцы, которые не без участия местных властей срывали служения. На пятидесятников начался «сезон охоты». В 1947 году снайпер выстрелил в Орала Робертса, когда тот проповедовал в евангелизационной палатке в своем родном городе Талса, штат Оклахома. Пуля едва не задела еще не известного в то время евангелиста. Служение Робертса могло закончиться трагично.4
Нет смысла настаивать на том, что ранние пятидесятники подвергались непосредственному насилию и угрозам, так как притеснения исходили не от богословов или церковников, а от бандитских группировок. Однако можно утверждать, что ни одно религиозное течение не претерпевало таких жестоких преследований в ХХ веке в Америке, как пятидесятники, если, конечно, не брать во внимание свидетелей Иеговы. Хотя история харизматического движения не уникальна сама по себе. Стоит вспомнить другие конфессии, которые были гонимы у самых истоков своего возникновения – те же баптисты, методисты, пресвитериане, католики и, в конце концов, первые христиане.






