Критика фундаменталистов и «святых»

Как известно, гражданские войны самые кровавые, жестокие и продолжительные. То же касается религиозных распрей. Больше всего нетерпимости друг к другу проявляют ближайшие родственники, у которых гораздо больше общего, чем отличного. Именно в таком свете следует понимать самую ожесточенную оппозицию, которая исходила от фундаменталистов и движения Святости. В этом нет ничего удивительного, потому что пятидесятники первоначально отделились от старой американской школы и затмили собой все остальные ее ответвления.

Они обвиняли пятидесятников в говорении на иных языках, утверждая, что оно имеет демоническую природу. В этом духе в 1912 г. была опубликована книга Альмы Уайт «Бесы и языки», в которой она написала, что пятидесятнические богослужения «странные», «отвратительные» и напоминают «демонические оргии». Уайт назвала Сеймура «орудием дьявола», а Эйми Семпл Макферсон – «ведьмой, бормочущей заклинания». Несмотря на колкие нападки Альмы, ее муж заговорил на иных языках и примкнул к пятидесятникам5.       

Оппозиция Святости была во многом вызвана соперничеством с пятидесятниками. Борьба шла за религиозный рынок – внутри определенной прослойки общества. Предрассудки возникают, как правило, вокруг чего-то, кажущегося опасным для общества. В 1919 году из-за разногласий, возникших по поводу практики глоссолалии, пятидесятническая церковь «Назарянин» опустила из своего названия слово «пятидесятническая». Другие религиозные группы, такие как «Церковь Уэсли», «Церковь Божья» (г. Андерсон, шт. Индиана), «Армия спасения» и «Независимая методистская церковь» последовали тому же примеру.  

Оппозиция фундаменталистов была вызвана теми же причинами. Многие из них развили теорию Альмы Уайт о демонической одержимости харизматов. Например, Луис Бауман написал в 1941 году: «… Возможно, наиболее ярким проявлением сатанизма в наши дни является имитация первоапостольского дара говорения на иных языках». Далее он пишет: «Дьявол наделил змея способностью говорить. Это было его первым чудом. Кажется, сегодня он оперирует теми же методами»6.

Х. Дж. Столли продолжил тему. Он сравнил пятидесятническое служение с языческими обрядами африканских и эскимосских племен. Он писал: «Это служение опасно, потому что имеет демоническую природу. Таков вердикт Писания. Имея все признаки раскольничества, безнравственности и безумия, оно пытается проложить себе путь в церковь»7.

Самые болезненные удары нанесли известные евангельские проповедники, многие из которых поднимали верующих на молитвы за новое излияние Духа. Пятидесятники заявили, что их переживания и есть ответ на молитву, за что были подвергнуты суровой критике. Баптистский служитель Х.А. Айронсайд развернул самую известную антипятидесятническую пропаганду в своей книге «Святость - истинная и ложная». Некогда офицер «Армии спасения» Айронсайд довел свой критический анализ до перфекционизма «святых». Верно заметив, что пятидесятники родились в лоне церкви Святости, автор назвал харизматов «отвратительным языковым движением». Он отметил, что суеверия и фанатизм в своей крайней степени нашли прибежище в их среде8.  

Р. А. Торрей, который в своих книгах и лекциях приложил не мало усилий (он преподавал в Кесвике), чтобы добиться слушания по поводу крещения Святым Духом, назвал говорение на языках «валянием дурака» и запретил его на собраниях. Он обвинил пятидесятничество в том, что «оно не от Бога и основано гомосексуалистом». Конечно, самым бесстыдным обвинением стало утверждение Г. Кэмпбелла Моргана о том, что харизматическое движение – «последняя отрыжка сатаны»9.

Последнюю точку над «і» поставил почтенный богослов принстонского фундаментализма Бенджамин Б. Уорфилд, который в своей книге «Перфекционизм и лжезнамения» заявил, что Господь не сотворил ни одного чуда на земле в постпервоапостольский период. Заключительное положение в теории упразднения даров было направлено против пятидесятников и римских католиков10.     

В свете этих фактов, очевидно, что фундаменталисты клеймили духовное пробуждение вполне конкретными терминами, несмотря на то, что почти все пятидесятники принимали большинство фундаменталистских доктрин, в частности, учение о втором пришествии Христа и восхищении Церкви.

Официальное отделение пятидесятников от фундаменталистов произошло в 1928 году, когда Всемирная ассоциация фундаменталистов исключила их из своих рядов и назвала «антибиблейскими фанатиками». В 1944 году Макелентайерс, представитель Американского совета христианских церквей назвал говорение на иных языках «одним из величайших признаков отступничества»11.

В том же духе сейчас настроены фундаменталисты из колледжа «Джерри Фалвелл либерти бэптист колледж» в Линчбурге, штат Вирджиния, и Университета Боба Джонса в Гринвилле, штат Южная Каролина. Фалвелл как-то поклялся, что ни один пятидесятник не выйдет за кафедру его церкви «Томас Роуд Бэптист Чёрч». Администрация Университета Боба Джонса в свою очередь пообещала, что предоставит разоблаченным харизматам двадцать четыре часа на то, чтобы собрать свои чемоданы и покинуть территорию вуза. Асбурская теологическая семинария на протяжении нескольких лет не допускала к учебе пятидесятников.

Оппозиция фундаменталистов и «святых» имела под собой теологическое основание, подкрепленное некоторыми библейскими цитатами. Оппозиционеры искренне думали, что выступают в роли «защитников веры» и считали своим долгом разоблачить еретиков. Однако зачастую они отступали от богословия и брали на вооружение светские скандальные истории о безнравственности и массовом психозе, характеризующих, по их словам, пятидесятнические служения.

 




double arrow
Сейчас читают про: