Начало.
Христианство, по мнению многих историков, появилось на территории современной Беларуси в конце первого тысячелетия. Есть различные взгляды по этому вопросу. Считается что его развитие началось с древнего Полоцка. Сын Владимира Изяслав становится князем в Полоцке, а его мать Рогнеда (седьмая жена Владимира), отказавшись выйти замуж за боярина, ушла в постриг и возвратилась на свои земли. Примечательно, что понятия «крещение Беларуси» не существует. По этому вопросу есть различные мнения. Почему Владимир не крестил Полоцк? Была ли для этого причина? Одно ясно, что христианство на этих землях распространялось более мирным путем. До сего дня особых исторических сведений противостояния христианству не имеется.
Некоторые историки говорят, что отец Рогнеды, Рогволод, князь Полоцкий, был христианином западного обряда, семью которого уничтожил князь Владимир и силою женился на Рогнеде. Это больше как предположение. Но одно несомненно, что в 1000-1002 году в Полоцке проповедовал исландский миссионер Горвольд Кодрансон (Странник). В результате его деятельности в Полоцке был построен монастырь Иоанна Предтечи. Этот миссионер не был православным, а выходцем из Западной церкви. Хотя известно из истории, что в Исландии и Ирландии было много реформаторских миссионеров.
Так же надо отметить, что значимой фигурой в Полоцком христианстве была Ефросиния Полоцкая, которую Русская Православная Церковь причислила к лику святых. Хотя до этого времени Русского Православия в общепринятой форме не существовало. Оно появится столетиями позже, что нам уже известно из истории.
Предпосылки реформации.
Началом евангельского движения на Беларуси можно считать 1413 год в связи с посещением тогдашнего Княжества Литовского Иеронимом Пражским, другом и сподвижником Яна Гуса. В то время в Праге училось много молодых людей из Беларуси, которые были знакомы с учением Яна Гуса. Этот контакт был важным для последующих событий. Станислав Акинчиц в статье «Веротерпимость поколений: 600 лет на своей земле» пишет следующее: «В 1413 году Иероним приехал в Вильню и был представлен великому князю Витовту. Проповедь чешского гостя не оставила Витовта равнодушным, и вскоре Иероним в составе свиты великого князя посетил крупные города Северо-восточной Беларуси, проповедуя там Слово Божье. В Витебске, как свидетельствуют документы, Иеронима слушали особенно внимательно. Он остался в городе над Двиною на два месяца, все это время энергично проповедуя учение Гуса витебским горожанам. Великий князь открыто поддерживал деятельность чешского проповедника, однозначно давая понять, что он разделяет эти идеи. На велико-княжеском дворе многие из числа белорусской шляхты так же были сторонниками Яна Гуса. В том же 1413 году Пражский вернулся в Чехию, оставляя на Беларуси первые гуситские общины»[1]. Как видим, еще до времени реформации Бог позволил, чтобы весть Евангелия пришла в нашу землю, чтобы люди имели спасение через Иисуса Христа. Это не был «Богом забытый край».
Но евангельское движение развивалось дальше, несмотря на все противостояние. Следующим важным шагом в развитии был перевод Франциском Скориной из Полоцка Библии на белорусский язык. Имея образование в медицине, он думал и о духовном просвещении своего народа. «Знаменательно, что в тот же год, когда в Германии Мартин Лютер провозгласил 95 тезисов против индульгенций, в Праге доктор Скорина из Полоцка издает первую печатную книгу на старобелорусском языке – Библию. Это событие, исключительное по своей значимости для развития белорусского народа, было логическим следствием политики, проводимой Великим Княжеством Литовским. Еще во времена великого князя Витовта крупный военный отряд из Беларуси принимал активное участие в гуситском движении, борьбе чешского народа за реформаторские идеи Яна Гуса и против немецкой экспансии»[2].
Размышляя над этой информацией можно понять, что реформация в Беларуси не была результатом какой-то политической или классовой борьбы, но Дух Божий находил нужных людей, чтобы повернуть целые народы к евангельской истине. И реформация – также не событие, а целое движение в христианской истории. Это мы можем видеть, рассматривая последующие этапы христианской истории на наших землях.






