В составе Российской империи. Истории пятидесятнического движения

В последствии, находясь в составе Российской империи белорусские земли переживали явления, подобные российским. Надо отметить, что во время раскола в Православии значительное количество староверов нашло себе прибежище на белорусских землях. Город Ветка был и есть центр старообрядцев на современной Гомельщине.

«Староверы появились в Великом княжестве Литовском в конце XVII столетия, когда часть населения убежала с Московии и основала во владениях Мозырского воеводства Холецкого колонию в районе г. Ветка. В 1722 году около него было уже 23 староверские слободы, которые разрослись в крупный торговый центр, в котором сконцентрировалась торговля между Левобережной Украиной и Беларусью. Население колонии достигло 40 тыс. человек»[7]. Старообрядцы оказали определенное влияние на духовную жизнь этого региона.

Что касается протестантов, то до 19 века и далее действовали церкви направления евангелическо-лютеранского и евангелическо-реформаторского (кальвинисты). Это была не значительная часть среди общей массы. Но они имели свою структуру.

На юго-востоке Беларуси в 19 веке стали появляться штундисты. «В конце 70-х в Гомельском повете были обнаружены сторонники штундизма, который был принесен сюда с южных районов, куда жители повета отправлялись на заработки»[8]. Эти люди верили в Иисуса Христа и только Ему поклонялись, собирались в частных домах, читали Евангелие. «В 1894 г. штундизм был объявлен в Российской империи вне закона»[9]. После чего это движение пошло на спад, и, частично, люди перешли в баптистское движение и даже в православие. В это же самое время стали распространяться на севере Витебской области баптисты. Со временем это движение распространилось по всей территории. «Широкой была и география распространения баптизма. В большем или меньшем количестве баптисты проживали во всех белорусских губерниях. Их развитие происходило посредством евангелизации среди людей всеми доступными методами. Отмечено, что царское правительство было обеспокоено их деятельностью. «В связи с этим в 1879 году был издан Сенатский указ «Об регулировании деятельности баптистских общин»[10].

Немного позднее появляются евангельские христиане. В 1882 году последователи этого учения были обнаружены в г. Чечерске Гомельского повета. К ним принадлежала княгиня Черткова. В имении ее отца, которое находилось в Чечерске, проходили евангельские собрания. Община получала помощь из Санкт-Петербурга. Так же в последние годы 19 столетия появилось незначительное количество адвентистов 7 дня. Их быстрое распространение началось в первые десятилетия следующего века.

Такое краткое описание основных исторических событий показывает, что белорусы на протяжении всей истории стремились к познанию Божьей истины. Свет Евангелия то разгорался, то переставал, как солнце в переменную облачность. Так было до начала 20 столетия.

 




double arrow
Сейчас читают про: