В 1989 году, когда пришла свобода, для пятидесятнического движения настало время бурных изменений. Начиная с первых публичных выступлений в честь тысячелетия крещения Руси, проповедь Евангелия принимает формы организованной евангелизации. Этот процесс затронул все слои общества, повсеместно стали проводиться евангельские собрания: на улицах, площадях, стадионах, в домах культуры, среди военных, в местах заключения. Это было время свободы, ответ Божий на молитвы тысяч, а, может, и миллионов христиан мира.
Уже 18 ноября 1989 года состоялась первая конференция в Минске. Братья из различных направлений не были готовы к проведению учредительного съезда. Было принято решение подготовиться и в ближайшее время провести учредительный съезд. Но на конференции под руководством Боечко В.М. было избрано руководство в составе:
Дурило Н.Я. – старший пресвитер по Беларуси
Марчук Ф.К. – заместитель
Цвор С.П. – заместитель.
Но труд евангелизации продолжался. Для решения этой задачи организовывались различные миссии, евангелизационные группы, появилась христианская литература. Люди постепенно стали привыкать к свободе, оставляя страх.
I белорусский съезд церквей ХВЕ состоялся 8 февраля 1991 года. На этом съезде было избрано руководство союза и созданы отделы союза.
Дарило Н.Я. – председатель союза, возглавил международный отдел;
Марчук Ф.К. – заместитель, возглавил издательский отдел;
Цвор С.П. – заместитель, возглавил отдел духовного образования;
Новик П.П. – заместитель по Брестской области, возглавил евангелизационный отдел.
Но через месяц состоялся I Всесоюзный съезд ХВЕ, на котором Дарило Николая Яковлевича избрали первым заместителем Председателя объединенного Союха ХВЕ в СССР. Он переехал в Москву. В связи с этим 12 апреля 1991 года была проведена конференция, на которой присутствовало 180 делегатов из 67 церквей, и был избран новый состав руководства. Председателем Союза ХВЕ Беларуси стал Ф.К. Марчук, а С.С. Хомич – заместителем, также заместителями были избраны Цвор С.П. и Песецкий. На этом съезде выступил Супроненко А.Н. с просьбой принять их в Союз. Он был из нерегистрированных.
Надо отметить, что это было стратегически важное время для развития пятидесятнического движения в Беларуси. В это время было сформулировано систематическое вероучение церквей ХВЕ. Учитывая то, что в состав союза вошли церкви разных направлений, было не очень просто, потому что существовали разные мнения по некоторым вопросам.
Так же закладывалась база духовного образования церквей Союза ХВЕ. По вопросу учебы присутствовало разномыслие. Многие считали, что учит Дух Святой, а самому учиться необязательно. Но все же некоторые формы образования действовали. Церкви автономной регистрации проводили библейские курсы по регионам (Минск, Барановичи, Пинск). За основу брали программу заочных курсов ВСЕХБ. Изучались предметы: догматика, гомилетика, экзегетика, сравнительное богословие и другие. Со временем встал вопрос об организации теологического института, что и осуществилось на практике.
Еще важным шагом в евангелизации Беларуси стало сотрудничество Союза с корейской миссией «Грейс». Оглядываясь назад, можно сказать, это было действие Божье. Наши братья учились в Москве, потом возвращались домой и открывали новые церкви, имея для этого необходимую поддержку.
Это был взрыв евангелизации, и многие братья и сестры, которые не имели специального обучения, вышли на труд. Они трудились для Господа, а впоследствии, когда появилось больше возможностей и программ, стали получать необходимое духовное образование. Это было время стремительного роста новых церквей на новых местах.
10-12 февраля 1994 года состоялся II Съезд церквей Союза ХВЕ, который проходил в окрестностях Минска (база отдыха «Юность»). На этом съезде было избрано руководство в составе: Марчук Ф.К. – епископ Союза; Хомич С.С. – 1-й заместитель епископа, Куркаев Н.Я. – заместитель епископа, возглавил пасторский отдел; Новик П.П. – заместитель епископа, возглавил евангелизационный отдел; Цвор С.П. – заместитель епископа, возглавил отдел духовного образования. На этом же съезде избранные братья были рукоположены служителями Биласом Р.И. и Рещиковцем Н.П. на епископское служение.
Активная жизнь продолжалась и довольно успешно. Открывались новые церкви, действовали успешно во всех направлениях духовной деятельности.
В 1997 году (на год раньше) проходит IV Съезд ХВЕ РБ. Причиной этому была скоропостижная смерть епископа Марчука Ф.К. (24 июня 1997 года). На этом съезде епископом был избран Хомич С.С., а заместителем Цвор С.П. Почему в руководство союза было избрано только два человека? На это были свои причины. При расширении работы и увеличении количества церквей были организованы областные объединения. В каждом объединении (а их всего 6) был избран свой старший служитель и заместители. Они то и вошли в Совет епископов республики. Такая структура союза стала более эффективной и экономически выгодной для успешного развития пятидесятнического движения. В это время в Закон о свободе совести стали вноситься поправки, ограничивающие деятельность церквей.
На декабрь 2000 года количество церквей составило: Брестская область – 150 церквей, Витебская область – 47 церквей, Минская область – 150 церквей, Гродненская область- 36 церквей, Гомельская область – 62 церкви, Могилевская область – 31 церковь. Рост церквей составил примерно 20 %[12].
В это время стала серьезно развиваться система образования на базе Минского теологического института. И уже в 2002 году институт предлагал следующие формы обучения: стационарная – одногодичная, двухгодичная и трехгодичная; очно-заочная (интенсивная) и очно-заочная – ХИОП (обучения и подготовки); школа служения (видеошкола) и вечерняя (программа «Иеруил» для жителей Минска и Минского района)[13]. Также продолжается обучение в Московском колледже «Благодать».
Также надо отметить и серьезное развитие воскресных школ по областям. Это служение особенно благословлено Богом, особенно во время ограничения евангелизации. Сегодня практически во всех церквях имеется или организуется работа с детьми.
6-8 декабря 2001 года прошел IV Съезд церквей ХВЕ в РБ. Епископом союза избран Хомич С.С., заместителями Цвор С.П. и Сонич В.А. После съезда союза прошли съезды областных объединений, на которых было избрано руководство в областях: Брестская область – Куркаев Н.Я., епископ, Сай А.Г. и Крейдич В.М., заместители; Витебская область – Супроненко А.Н., епископ, Чиникайло П.А., заместитель; Гомельская область -–Грицкевич В.А., епископ, Сергиеня Е.А., заместитель; Гродненская область – Цвор Ф.П., епископ, Саханчук Н.А., заместитель; Минская область – Вайнилович М.В., епископ, Стасилевич Н.М., Москаленко В.В., заместители; Могилевская область – Гулько А.И., епископ, КернажΣ43ицкий Г.С., заместитель. Все эти избранные на служение братья составляют Совет епископов ХВЕ РБ.
Думаю обязательным назвать направления работы, проводимой союзом. На то время были сформированы отделы работы Союза: международный отдел, информационно-издательский отдел, отдел воскресных школ, женский отдел, социальный отдел, отдел тюремного служения, молодежный отдел, семейного служения, работы с инвалидами и слабослышащими, работы среди цыган, по показу фильма «Иисус», административный отдел, реабилитационный отдел (работа с наркоманами).
Но в последнее время обстановка серьезно изменилась, появилось противостояние церкви. Государственные СМИ обрушили поток клеветы против пятидесятников и других евангельских церквей. Стали говорить, что евангельские церкви представляют опасность для Беларуси, и что они не нашего «православного» направления, а американская вера. Это привело к тому, что в 2002 году был принят Закон о свободе совести, значительно ущемляющий права евангельских верующих. Поэтому 2002 год был годом полемики в связи с принятием этого нового закона. За тот год не было возможным открыть и зарегистрировать новые церкви. Но то, что наработано, развивается дальше, принося результаты. Сегодня настал новый период времени для церкви.
VI. Заключение
История – так обширна, что невозможно узнать все детали изучаемого вопроса, тем более, вместить все в объем курсовой работы. Но хочу в конце привести цитату государственных историков и аналитиков: «Таким образом, в религиозной жизни Беларуси все более значительным становится влияние протестантских объединений. Они успешно конкурируют за паству с православной и римско-католической церковью. Остановить рост протестантизма в Беларуси не может ни одна из «традиционных» конфессий»[14].
Используемые источники
1. Станислав Акинчиц «Золотой век Беларуси», Хабаровск, «Новый взгляд», 2001 г.
2. «Конфессии на Беларуси», редактор В.И. Новицкий, Минск, ВП «Экоперспектива», 1998 г
3. «Вестник спасения», журнал № 1, 2002 г., Австралия
4. «Благодать», газета, Минск
5. «Евангельская Беларусь», бюллетень, Минск
6. Интервью с Супроненко А.Н. (05.04.03)
7. Записки о съездах ХВЕ, С.П. Цвор (20.03.03)
[1] Газета «Благодать» ноябрь-декабрь № 11-12 (77-78), 2002 г., г. Минск
[2] Александр Верыкиш, статья «Золотой век в белорусской истории», газета «Благодать» № 3 2001 г., г. Минск
[3] Станислав Акинчиц «Золотой век Беларуси», г. Хабаровск, «Восток»; 2001 г., стр. 66
[4] Станислав Акинчиц «Золотой век Беларуси», г. Хабаровск, «Восток»; 2001 г., стр. 69
[5] Станислав Акинчиц «Золотой век Беларуси», г. Хабаровск, «Восток»; 2001 г., стр. 73
[6] Станислав Акинчиц «Золотой век Беларуси», г. Хабаровск, «Восток»; 2001 г., стр. 79
[7] «Конфессии на Беларуси» научный редактор В.И. Новицкий, Минск ВП «Экоперспектива»; 1998 г., стр. 49
[8] «Конфессии на Беларуси» научный редактор В.И. Новицкий, Минск ВП «Экоперспектива»; 1998 г., стр. 105
[9] «Конфессии на Беларуси» научный редактор В.И. Новицкий, Минск ВП «Экоперспектива»; 1998 г., стр. 105
[10] «Конфессии на Беларуси» научный редактор В.И. Новицкий, Минск ВП «Экоперспектива»; 1998 г., стр. 107
[11] «Конфессии на Беларуси» научный редактор В.И. Новицкий, Минск ВП «Экоперспектива»; 1998 г., стр. 257
[12] «Бог и я – мы любим Беларусь» газета «Благодать» № 18 2000 г., г. Минск; стр. 5
[13] газета «Благодать» № 6 (72), июнь 2002 года, г. Минск
[14] «Конфессии на Беларуси» научный редактор В.И. Новицкий, Минск ВП «Экоперспектива»; 1998 г., стр. 334






