Что касается периода войны, найти каких-то новых фактов и материалов не удалось. Только вспоминаются рассказы, которые слышал в детстве: что в это период, особенно на Полесье, было сильное действие Духа Божия. Бог хранил Своих людей чудным образом от расстрела, злых людей, преследований. Но это только свидетельства и воспоминания. Побывать за это время там не удалось.
Но несомненно то, что сороковые годы были ознаменованы открытием новых церквей и сильным излиянием Святого Духа. После августовского соглашения шел процесс объединения пятидесятнических церквей с церквями ВСЕХБ. В результате этого более усиливалось движение Святого Духа и среди баптистов. Вот свидетельство Супроненко А.Н.: «Церковь ХВЕ в городе Витебске образовалась в 1948 году, благодаря свидетельству о крещении Святым Духом со знамением говорения на иных языках. Эту работу совершал брат Леонтий Авдеевич Завьялов. Он был послан в город Витебск Духом Святым прямо из тюрьмы, где он отбывал срок за Слово Божье. Господь благословлял его труд, и из числа баптистов, крещенных Святым Духом, образовалась церковь пятидесятников, пресвитером которой стал Василий Захарович Утенков».
Примерно такая же обстановка сохранилась и в других местах. Дух Святой действовал, несмотря на сложную обстановку того времени. И это действие было достаточно серьезным, потому что государственная власть не знала, как действовать, как остановить это движение. Приведу цитату из книги о настроении того времени. «За поддержку пятидесятнических взглядов в 1949 г. из членов ЕХБ было исключено 23 человека, в ноябре-декабре 1949 г. были арестованы бывшие руководители пятидесятников, в том числе И. Панько. «Арест и осуждение этих особ, о чем я не один раз ставил вопрос перед органами – отмечал уполномоченный по делам культов К. Власевич – несомненно приведет к изменению тактики поведения пятидесятников, может заставить некоторых из них уйти в подполье, но в результате приведет к значительным результатам в смысле подрыва сектантского движения БССР»[11].
По свидетельству сестры Олимпиады такое же движение было на Гомельщине. Уже в 1951-53 в Гомеле была организована самостоятельная церковь пятидесятников. Опекал эту группу из 15-30 человек брат Петр Журавель из г. Калинковичи.
В пятидесятые годы обстановка сохранялась, но все сильнее замечалось движение Пятидесятницы. Хочу сказать об одном христианине, который оказал значительное влияние на юго-востоке Беларуси. Это Пантелеймон Федорович Дубинин. Он проживал в г. Сураж (Россия) и все время был служителем в баптистской церкви, и даже старшим служителем по Брянской области. О нем рассказывают невероятные истории, как Бог действовал через него. Можно сказать, что он был водим Духом Божиим. По свидетельству очевидцев и его самого, Бог позволили ему идти по воде, чтобы показать сомневающимся верующим людям «путь превосходнейший». (Свидетельства и фото этого брата прилагаются.) Эти свидетельства описаны в журнале «Вестник спасения», выпускаемый в Австралии.
В пятидесятых и шестидесятых годах политическая обстановка не изменилась, продолжалось истребление протестантского движения. Но действия Святого Духа происходили повсеместно на территории всей республики. Книга «Конфессии в Беларуси» приводит такую справку: в 1961 году только в Брестской области насчитывалось 37 групп евангельских христиан в количестве 1330 человек. Чтобы остановить их рост, начались судебные процессы над руководителями этих групп. По свидетельству Супроненко А.Н., «в это время появились трудности, выражавшиеся в прямом преследовании пятидесятников. Так в 1959 году брат Медюхо Виктор Владимирович из города Поставы был осужден на четыре года тюремного заключения, сестра Медюхо Тамара Арсеньевна была сослана в ссылку в Коми АССР и находилась там с 1962 по 1965 г». Это только один факт из многих, имевших место в Беларуси.
Но эти меры не могли остановить Божьего движения. Проповедники, движимые Духом Божьим, продолжали свой труд во всех местах. В это время организовываются новые церкви во многих городах Беларуси.
И на начало 1965 года в Беларуси действовали 43 незарегистрированные группы пятидесятников, в которых насчитывалось 1938 человек. Половина из них – 21 община – функционировали в Брестской области, в Витебской и Минской – по 7, в Могилевской – 6, в Гомельской – 2, в Гродненской области группы евангельских христиан отсутствовали. Вот такая обстановка была в середине шестидесятых годов.
Как известно, противостояние советской политики силе Духа Божьего не увенчалось успехом. Церкви развивались еще больше. И власти, видимо, поняли это, поэтому вскоре появилась возможность автономной регистрации церквей. В семидесятых годах этот процесс более-менее успешно развивался в церквях Шмидтовского направления. Десятки церквей во всех частях республики, и особенно в Брестской области, приняли эту регистрацию. К сожалению, не удалось выяснить количество. Пришла относительная свобода для служения, хотя бы в том, что было официальным местом проведения богослужений, - дома молитвы. Сегодня, оглядываясь назад, можно отметить, что эти автономно зарегистрированные церкви с приходом перестройки и религиозной свободы явились базой для дальнейшего организованного пятидесятнического движения в последующие десятилетия.






