Период реформации. Истории пятидесятнического движения

Во второй половине 16 века на дальнейшее распространение евангельского движения оказали влияние такие проповедники, как Симон Зак, Иероним Пекарский. Они проповедовали учение Жана Кальвина. Через них обратился к живому Богу канцлер княжества Николай Радзивил Черный. С обращением этого человека для Беларуси настало особое время. Его историки называют «Золотым веком Беларуси».

«Прежде всего Николай Черный опроверг концепцию повсеместности власти папы римского: «Мы целиком согласны с тем, что царство Христово должно быть, в соответствии со Священным Писанием, распространено по всей земле, от моря и до моря, от всех рек и до окраин мира. Но это царство вовсе не таково, как империя Кира, или Александра, или Цезаря Августа, которые славились своими несметными богатствами. Царство Христово – это духовное единство людей, где нет богатств. Сам Христос говорил: Царство Мое – не от мира сего»[3]. Это заявление свидетельствует об истинно-евангельских взглядах Николая Радзивила. Поэтому и его вклад в развитие евангельского движения был ощутимым. Он издал на свои деньги в Бресте катехизис христианской веры для простого народа. В отношение языка богослужения считал, что проповедь должна быть на понятном людям языке, чтобы они могли постигать тайны Слова Божьего. «Для укрепления идей Реформации в Великом Княжестве Николай Радзивил Черный начал повсеместно организовывать евангельские церкви. Вслед за Брестом и Вильней кальвинические зборы (собрания) возникают в Несвиже, Клецке, Ивье, Койданове, Орше»[4]. Придавал также особое внимание образованию, открывал учебные заведения при церквях. Также осуществил грандиозный проект по переводу Библии на польский язык с греческого и еврейского.

«4 сентября 1563 года из брестской типографии Радзивила Черного вышли первые экземпляры роскошно изданной Радзивиловской, или Брестской Библии с собственным предисловием князя-реформатора. На это издание Николай Черный пожертвовал огромную сумму – 10 тысяч дукатов – годовой доход всех своих владений[5]».

Евангельское движение имело организацию. Был создан Синод евангельско-реформированного Объединения. Избирался суперинтендант. Первым был Симон Зак. Благодаря миссионерству евангельская весть стала распространяться и в Московском государстве. «Один из лидеров этого движения Матвей Башкин говорил, что его наставниками были «литвянин аптекарь Матфей и другой литвянин Андрей Хотеев»[6]. Жизнь и деятельность этого реформатора была многогранной как во политике, экономике, так и духовном развитии нации. К концу его жизни произошли изменения в политике, с Востока наступал Иван Грозный, с Запада – иезуиты, проводившие контрреформацию. И со временем евангельское движение пошло на спад. Со временем появилась еще одна разновидность христианства – униаты. Рассматривая историю, видно, что на протяжении веков в Беларуси возникали другие формы христианства, отличные от католицизма и православия. Это говорит о какой-то активной позиции в поисках истины нашего народа.




double arrow
Сейчас читают про: