Во второй половине 16 века на дальнейшее распространение евангельского движения оказали влияние такие проповедники, как Симон Зак, Иероним Пекарский. Они проповедовали учение Жана Кальвина. Через них обратился к живому Богу канцлер княжества Николай Радзивил Черный. С обращением этого человека для Беларуси настало особое время. Его историки называют «Золотым веком Беларуси».
«Прежде всего Николай Черный опроверг концепцию повсеместности власти папы римского: «Мы целиком согласны с тем, что царство Христово должно быть, в соответствии со Священным Писанием, распространено по всей земле, от моря и до моря, от всех рек и до окраин мира. Но это царство вовсе не таково, как империя Кира, или Александра, или Цезаря Августа, которые славились своими несметными богатствами. Царство Христово – это духовное единство людей, где нет богатств. Сам Христос говорил: Царство Мое – не от мира сего»[3]. Это заявление свидетельствует об истинно-евангельских взглядах Николая Радзивила. Поэтому и его вклад в развитие евангельского движения был ощутимым. Он издал на свои деньги в Бресте катехизис христианской веры для простого народа. В отношение языка богослужения считал, что проповедь должна быть на понятном людям языке, чтобы они могли постигать тайны Слова Божьего. «Для укрепления идей Реформации в Великом Княжестве Николай Радзивил Черный начал повсеместно организовывать евангельские церкви. Вслед за Брестом и Вильней кальвинические зборы (собрания) возникают в Несвиже, Клецке, Ивье, Койданове, Орше»[4]. Придавал также особое внимание образованию, открывал учебные заведения при церквях. Также осуществил грандиозный проект по переводу Библии на польский язык с греческого и еврейского.
«4 сентября 1563 года из брестской типографии Радзивила Черного вышли первые экземпляры роскошно изданной Радзивиловской, или Брестской Библии с собственным предисловием князя-реформатора. На это издание Николай Черный пожертвовал огромную сумму – 10 тысяч дукатов – годовой доход всех своих владений[5]».
Евангельское движение имело организацию. Был создан Синод евангельско-реформированного Объединения. Избирался суперинтендант. Первым был Симон Зак. Благодаря миссионерству евангельская весть стала распространяться и в Московском государстве. «Один из лидеров этого движения Матвей Башкин говорил, что его наставниками были «литвянин аптекарь Матфей и другой литвянин Андрей Хотеев»[6]. Жизнь и деятельность этого реформатора была многогранной как во политике, экономике, так и духовном развитии нации. К концу его жизни произошли изменения в политике, с Востока наступал Иван Грозный, с Запада – иезуиты, проводившие контрреформацию. И со временем евангельское движение пошло на спад. Со временем появилась еще одна разновидность христианства – униаты. Рассматривая историю, видно, что на протяжении веков в Беларуси возникали другие формы христианства, отличные от католицизма и православия. Это говорит о какой-то активной позиции в поисках истины нашего народа.






