III Довоенное время. Истории пятидесятнического движения

С 1900 года, когда началось движение пятидесятничества в мире, до Великой отечественной войны обстановка на территории Беларуси не была однозначной. В результате подписания мира в Риге территория разделилась надвое: западная часть вошла в состав Польши, а восточная – в состав Российской империи. В двадцатых годах в восточной части была образована Республика Беларусь. И именно это время совпало с началом пятидесятнического движения на Беларуси.

Развитие в западной части неразрывно связано с движением в Польше, куда также входила и Западная Украина. На занятиях мы детально рассматривали это. Важно отметить, что Бог избрал в Америке сразу несколько братьев и повелел им вернуться из Америки, чтобы проповедовать в Беларуси. А если посмотреть на карту их деятельности, можно понять удивительную стратегию Бога. Они не проповедовали вместе, как евангелизационная группа, а были в отдельных регионах земли и, как «духовные десантники», облеченные силой Святого Духа, созидали Церковь Христа. Ярмолюк Степан в Брестском регионе, Красковский Григорий в Барановичском регионе. Эти два труженика развили движение на Полесье. Станислав Недвецкий – в районе Молодечно, Даниил Комса – на Пружанщине.

Были так же братья, которых Господь поднял здесь в Беларуси, такие как Онуфрий Мозало, Карп Леонович, Иван Панько, Григорий и Яков Селюжицкие. Они внесли значительный вклад в движение Пятидесятницы. А через них Слово Божье неслось дальше и дальше. Словно волна за волною Дух Святой прокатывался над белорусскими землями. Двадцатые и тридцатые годы были временем открытия новых церквей. Еще будучи подростком, слышал удивительные свидетельства действия силы Божьей в те годы. В прошлом году исполнилось 65 лет церкви в деревне Чудин, откуда я родом. Кстати, это местность, где проповедовал Карп Леонович и с ним другие братья. Непосредственный вклад в развитие церкви в деревне Чудин сделал брат Гаргун А. из п. Чучевичи. Он проучился в Гданьске только две недели (по свидетельству братьев), но его служение сопровождалось особыми действиями Святого Духа.

На востоке Беларуси события развивались совсем иначе. На севере, по словам Супроненко А.Н. (епископ Витебской области), на Витебщине пятидесятничество зарождалось в церквях ЕХБ. Там было сильным движение баптистов. Христиане получали крещение Святым Духом, их отлучали или исключали от церкви и, таким образом, образовывались церкви ХВЕ. В основном, церкви ХВЕ появились в 20-х и 40-х годах. В южной части также были люди, крещенные Святым Духом. И начало движения связано с именем И.Е. Воронаева. Если быть более точным, движение началось в окрестностях городов Мозырь и Калинковичи. Это родина брата Колтовича, соратника Воронаева. По свидетельству сестры Олимпиады, члена церкви города Гомеля, «там было сильное действие Святого Духа, были замечательные братья Мина, Тимофей, Матвей, Гаркуша Демит, Шуравель Петр. Все они были судимы по несколько раз до войны и после». В это время были случаи крещения Святым Духом в разных местах. Так, по свидетельству сестры Олимпиады, «первые крещеные Святым Духом в Гомеле были Жданович Евдокия Петровна и другие братья и сестры еще в 1924 году». Это были первые капли великого Божьего дождя.

Примерно такое же состояние было на Могилевщине и в частях Минской области. Но это еще не было сильным движением. Надо отметить, что верующие Гомельщины были связаны с верующими Брянской области и Черниговщины. По рассказам пожилых верующих, в месте соединения трех областей было движение пятидесятников. И называются населенные пункты, но сегодня, увы, там ничего не осталось кроме воспоминаний о прошлом. По словам Коняхина Н.Н. (епископа Брянской области) так случилось, потому что не были подготовлены приемники. И на Брянщине сегодня пятидесятнических церквей – десятка два.

Еще один любопытный факт привела сестра Олимпиада. В поселке Ворновка под Чечерском (Гомельская область) жил брат, который свидетельствовал, что в какое-то время в Чечерске на вольном поселении был Воронаев И.Е., через которого этот брат уверовал. Но проверить эти сведения не удалось.

Таким образом, в довоенное время сильным было пятидесятническое движение в западной части Беларуси. На востоке как такового организованного движения еще не было. Были отдельные очаги, но и на них была обрушена вся мощь репрессий в тридцатые годы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: