Воспитание общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике.
Требован ия к урокам внеклассного чтения
1. Список литературы для внеклассного чтения должен быть дан учащимся в сентябре, обсужден с ребятами, исправлен, дополнен по их желанию.
2. В классе все учащиеся класса должны быть распределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основная работа делается во внеурочное время.
3. Уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ждут с нетерпением. Чаще выходить из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)
4. За две недели до урока внеклассного чтения должны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы и т.д.
|
|
5. Чаще проводите игры. Так как эта форма урока помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.
6. Уроки-игры, семинары, конференции, концерты проводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться, сплачивает класс.
7. На уроке-игре никогда не должно быть просто зрителей. Обязательны задания для зрителей.
8. Учитель должен делиться с учащимися открытиями, которые он сделал, читая данный текст.
9. Сотворчество, содружество. Учащиеся - это творцы урока.
Возможности уроков внеклассного чтения чрезвычайно велики. Они готовят учащихся к самостоятельному, сознательному чтению, развивают интеллект и творческие способности.
Каждому учителю важно разработать единую систему классных и внеклассных занятий на основе проблемно-тематического принципа.
По ныне действующим программам в 10 классе по литературе рекомендуется проводить уроки внеклассного чтения. Тем не менее многие словесники игнорируют (в большей или меньшей степени) этот факт, аргументируя это чрезвычайно насыщенной программой: И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. Кроме того, это действительно сложные темы, уяснить которые (в связи с отсутствием жизненного опыта) способны далеко не все ученики. С этим фактом не поспоришь.
Тем не менее, и для проведения в системе уроков внеклассного чтения есть свои аргументы. Во-первых, современный среднестатистический десятиклассник воспринимает классическую литературу XIX века почти так, как поэмы Гомера: происходили те события давно, понять суть изображаемого трудно. А произведения современной эпохи читаются легче, и анализируются с большим интересом, так как их значительно проще понять. Наши юноши и девушки охотно читают В.Войновича, Ю. Бондарева, В. Дудинцева. Романы этих авторов вызывают огромный интерес, формируют читательский опыт. Да и произведения 1-ой половины XX века: антиутопия Е. Замятина «Мы», роман В. Набокова «Машенька» – небезынтересны, так как в 9 классе школьники уже изучили исторический материал о тоталитарном обществе и о русской эмиграции в 20-е годы XX века.
|
|
Во-вторых, изучение таких острых в политическом смысле произведений формирует зрелую гражданскую личность с ярко выраженными демократическими взглядами. Здесь мы идем рука об руку с учителями истории и обществознания, и данные уроки можно проводить совместно с ними. Бинарные темы всегда вызывают интерес неадекватностью поставленных проблем.
И наконец, в-третьих, уроки внеклассного чтения позволяют часть тем в 11 классе провести заранее, тем самым хоть немного разгрузив более чем насыщенную программу выпускного класса. Так, проведя в 10 классе 2-х часовой семинар по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», впоследствии к проблемам драматургии XX века можно обратиться только в обзорных темах, напоминая учащимся опыт анализа данного текста.
Конечно, такая интенсивная система работы требует основательной подготовки: в конце 9 класса учащимся выдается список литературы для летнего чтения, а произведения внеклассного чтения описываются наиболее интригующе для того, чтобы подростки прочитали летом как можно больше.