Формы и виды деятельности обучающихся разнообразны, обязательно с учетом интересов школьников: личные впечатления, пересказ эпизода, пересказ сюжета, выразительное чтение, чтение по ролям, постановка проблемного вопроса, организация спора; индивидуальное выступление, групповая работа. При организации урока учитель учитывает нагрузку на обучающегося. Умелая организация урока, распределение посильных заданий обеспечивают достижение определенного результата каждым учеником, формируют опыт нравственных отношений, что необходимо для современного ученика.
Количество часов на уроки внеклассного чтения когда-то были строго определены по классам (это была Государственная программа по литературе). В настоящее время содержание программы уроков внеклассного чтения определяется авторской программой. Рекомендуемое количество уроков внеклассного чтения следующее:
5-6 классы – не менее 6; 7-8 классы – не менее 4.
В старших классах уроки внеклассного чтения проводятся в рамках занятий по теме «Современная литература». Программа по литературе определяет проблемно-тематическое содержание темы и круг рекомендуемых для чтения и обсуждения произведений.
Одна из главных целей уроков литературы – формирование духовно богатой, развитой, мыслящей, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Наша опора в достижении этой цели – художественное произведение. Чтение, анализ произведения, характеристика героев, особенности стиля писателя – все это важно не само по себе, а является путем к постижению авторского замысла, заставляет читателя задуматься над очень важными, общечеловеческими проблемами добра и зла, смысла жизни, места человека в мире…
В настоящее время эти проблемы особенно актуальны. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в нашем обществе произошли колоссальные изменения, в результате которых моральные, нравственные устои пошатнулись, прежние идеалы разрушились, а новые либо вообще отсутствуют, либо носят весьма эфемерный характер. Детям, которые родились в эпоху боевиков, «мыльных опер», фабрик звезд особенно трудно найти нравственные ориентиры. Наша задача – помочь им.
В практике работы учителя-словесника для решения поставленных задач обращаются не только к программным произведениям, но и к произведениям для самостоятельного чтения.
Руководить внеклассным чтением в настоящее время учителю очень непросто. Обучающийся больше времени тратит на компьютер, чем на чтение или «живое» общение. И всё же дело учителя-словесника – активно пропагандировать книгу. Рассмотрим современные возможности пропаганды книги.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видео хостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
История
Первые бук трейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.
В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован бук трейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации бук трейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.
В России жанр бук трейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал бук трейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Сейчас активно поддерживает направление создания бук трейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
Классификация
По способу визуального воплощения текста:
1. игровые (мини фильм по книге);
2. не игровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
3. анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию:
1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
2. атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Этапы создания
1. Выбрать книгу, которая нравится, с которой будет интересно работать
2. Посмотреть примеры буктрейлеров и продумать идею своего
3. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги.
4. Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку.
5. Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от WindowsMovieMaker для создания любительских роликов до AdobePremiere для создания профессиональных трейлеров).
6. Просмотреть получившийсябуктрейлер, при необходимости внести исправления
7. Продемонстрировать буктрейлер небольшой группе людей, являющихся представителями целевой аудитории книги, к которой снят ролик. Проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей. При необходимости сделать правки.
Буктрейлер – это короткое видеорассказ о книге на 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. В буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения.
Цель буктрейлера – рассказать о книге. Но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к покупке книги.






