5. Выбор, обоснование и расчет посадок подшипников качения
Рассматриваемый узел редуктора имеет вал, опорами которого являются 2 подшипника с диаметром отверстия d=45 мм. Принимаем нормальный класс точности подшипников (6-409). Данный тип подшипников относится к шариковым радиально-упорным. Номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника d=45 мм; наружного кольца D=120 мм; номинальная ширина подшипника В=29 мм; номинальная высота монтажной фаски r=3 мм. Так как передача крутящего момента осуществляется цилиндрическими зубчатыми колесами, то в зубчатом зацеплении действует радиальная нагрузка, постоянная по направлению и по значению. Вал вращается, а корпус неподвижен, следовательно, внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение, а наружное кольцо местное. Примем тяжелый режим работы подшипникового узла. ГОСТ 3325 рекомендует поля допусков цапфы вала m6, которое обеспечивает посадку с натягом. Поле допуска отверстия корпуса Н7. Предельные отклонения средних диаметров колец подшипника качения определяем по ГОСТ 520, предельные отклонения вала Æ45m6 и отверстия корпуса Æ120Н7 - по ГОСТ 25347. Расчеты сводим в таблицы 5 и 6.
Таблица 5 - Предельные размеры колец подшипников качения
Размер,мм | ES(es), мкм | EI(ei), мкм | Dmin(dmin),мм | Dmax(dmax),мм |
d=45 | -15 | 45,000 | 44,985 | |
D=120 | -20 | 120,000 | 119,980 |
Таблица 6 - предельные размеры цапфы вала и отверстия корпуса
Размер,ммES(es), мкмEI(ei), мкмDmin(dmin),ммDmax(dmax),мм | ||||
Æ45 | +25 | +9 | 45,025 | 45,009 |
Æ120 | +35 | 120,035 | 120,000 |
Рассчитываем зазоры (натяги).
По dm:
= dmax - dmmin =45,025- 44,985 = 0,040 мм = 40 мкм.= dmin - dm max =45,009- 45,000 = 0,009 мм = 9 мкм.р = (Nmax- Nmin)/2 = (40-9)/2 = 24,5 мкм.= Dmax - Dmmin = 120,035 - 119,980 = 0,055 мм = 55 мкм.= Dmin - Dmmax = 120,000-120,000 = 0,000 мм.ср = (Smax - Smin)/2 = (55+0)/2 = 27,5 мкм.
Тs = ITDm + ITD = 35+20 = 55 мкм.
Проводим проверку наличия в подшипнике качения радиального зазора, который уменьшается по причине натяга при посадке подшипника на вал. В расчетах принимаем среднее значение зазора в подшипнике как наиболее вероятные:
Nср = 24,5 мкм.
Nэф = 0,85×24,5 = 20,8 мкм = 0,0208 мм;
d0= dm + (Dm-dm)/4 = 45,000 + (120,000 - 45,000)/4 = 63,75 мм;
Δd1 = Nэф×dm/ d0 = 208×45/63,75 = 0,0146 мм = 14,6 мкм.
По ГОСТ 24810 определяем предельные значения теоретических зазоров в подшипнике 409 до сборки:
Gr min = 5 мкмmax = 25 мкм.
Средний зазор в подшипнике
Gr ср = (Gr min - Gr max)/2 = (5+25)/2 = 15 мкм.
Тогда
пос = Gr ср - Δd1 = 15 - 14,6 = 0,4 мкм.
Расчет показывает, что при назначении посадки Æ45L0/m6 по внутреннему диаметру зазор в подшипнике качения после посадки будет положительным.
На чертеже вала шероховатость поверхности посадочных мест под подшипники выбираем согласно рекомендациям ГОСТ 3325: посадочной поверхности вала под кольцо подшипника Ra 1,25; посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника Ra1,25; торцевой поверхности заплечника вала Ra 1,6.
Требования к точности формы и расположения представлены на чертеже вала.