Краткая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РАС (воспитанников коррекционно-развивающей группы)

Предлагаемая программа ориентирована на категорию детей старшего дошкольного возраста, относящихся к I и II группам РДА (по классификации, предложенной О.С. Никольской), основным критерием выделения этих групп является достаточно выраженная степень нарушения взаимодействия с окружающей средой.

Для детей I группы РДА характерно полное отрешение от внешнего мира. У них наблюдается полевое поведение, т.е. происходят движения в поле без активного контакта с окружающими. Ребёнок постоянно переходит от одного предмета к другому, но мгновенно теряет к ним интерес. Ребёнок оказывается как бы отгороженным от внешнего мира. Обычно такие дети недостаточно реагируют на голод, холод и не проявляют чувства удовольствия. Лицо такого ребёнка амимично и выражает полный покой. При сильном внешнем воздействии ребёнок может вскрикнуть, но тут же уйти в комфортную для себя зону и моментально успокоиться. Дети ищут наиболее удобную для себя зону. Они никогда не приблизятся к объектам, вызывающим сильные впечатления. Такие дети обычно легко и грациозно двигаются.

Зрительные и тактильные впечатления имеют для них аффективное значение. Они могут подолгу сидеть и смотреть в окно, а затем неожиданно начать перепрыгивать с одного стула на другой или балансировать на них. Иногда они позволяют взрослым кружить себя, подбрасывать, но при этом никогда не вступают с ними в эмоциональный контакт.

Дети обычно не испытывают потребности в контактах и не осуществляют даже самого элементарного общения. Они не обучаются навыкам поведения в обществе. Такие дети почти не владеют навыками самообслуживания.

У детей этой группы мгновенно включается защитный механизм пресыщения впечатлениями, и они уходят в свой мир, при этом полностью утрачивая возможность взаимодействия с окружающими людьми и средой.

Дети II группы характеризуются аутистическим отвержением окружающей среды. Такие дети более активны, они могут устанавливать избирательные контакты с окружающими. Эти контакты нужны детям для удовлетворения физических потребностей. У детей уже появляются переживания удовольствия, страха, слезы и крик. В их поведении наблюдаются различные штампы, речевые и двигательные, которые адекватно применяются при стереотипных условиях. Дети этой группы не могут адаптироваться к изменившейся обстановке. Они испытывают страх, у них нет любопытства к новому. Из-за страха ко всему новому они агрессивно реагируют на любое нарушение привычного в их обиходе. Ребёнок требует сохранения постоянства в окружающем и создает вокруг себя барьер. Любые неприятные для себя воздействия извне ребёнок заглушает приятными сенсорными ощущениями. Обычно он получает их стереотипными способами, как правило, самораздражением. Раздражение глаз возможно прямым надавливанием на глазное яблоко, или мельканием в поле зрения различных объектов, их движением, или выкладыванием простых орнаментов. Ухо может раздражаться прямым надавливанием, шуршанием и разрыванием бумаги, прослушиванием одной и той же музыки. Вестибулярный аппарат ребёнок раздражает с помощью разнообразных прыжков, раскачиваний, застывания в необычных позах.

При помощи этих аутостимулирующих приемов дети аффективно адаптируются. У них вырабатываются простейшие стереотипные реакции на окружающее и бытовые навыки. Поведение носит манерный характер, движения многочисленны, у детей наблюдаются причудливые гримасы и позы. Обычно они мало контактируют с окружающими, молчат или отвечают односложно. Часто у детей этой группы наблюдается тесная симбиотическая связь с матерью, которая постоянно должна присутствовать рядом. Но более сложные эмоциональные переживания детям недоступны.

Среди общего количества воспитанников (на момент зачисления) выделяется следующее процентное соотношение по принадлежности к выше обозначенным группам:

1 группа - 60%,

2 группа - 40%.

Принадлежность ребёнка к определенной группе не является постоянной. Ребёнок может быть отнесен к другой группе, если в его поведении начинают преобладать черты рядом стоящего уровня.

По данным клинического обследования среди общего состава группы воспитанников можно выделить следующие нозологические единицы:

1. психические расстройства;

2. болезни нервной системы (эпилепсия, гидроцефалия, ЗЧМТ, СГМ);

3. болезни органов дыхания;

4. болезни органов зрения (косоглазие, гиперметропия, астигматизм);

5. болезни органов пищеварения;

6. болезни костно-мышечной системы (плоскостопие, миатония).

Таким образом, все дети, включенные в состав коррекционно-развивающей группы, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сложную структуру дефекта и нуждающихся в индивидуальном планировании и реализации образовательного маршрута.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: