Занимаясь вопросами диагностики, воспитания и развития детей с ограничениями, специалисты отмечают, что в последнее время, возросло количество обращений со стороны родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей.
За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. На сегодняшний день, по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S.CentersforDiseaseControlandPrevention), каждый 88-й ребёнок в Америке болеет аутизмом — это на 23% больше, чем два года назад, и на 78% больше, чем в 2000 году (РИА Новости http://ria.ru). Российская статистика о распространенности данного нарушения отсутствует, но С. В. Исханова в книге «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками» приводит следующие данные о распространенности данного нарушения среди детского населения «… Частота этого нарушения оценивается от 5 до 15-20 человек на 10 000 населения…». (СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011).
Несмотря на то, что всё больше внимания стало уделяться проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей и появилось достаточно много научно-методической литературы, в том числе и рекомендательной, по вопросам РДА, необходимо отметить, что на сегодняшний день не существует общепринятого подхода к коррекции данного нарушения ни за рубежом, ни в России. Эта проблема очень плохо изучена и очень многие вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребёнок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать?
Действующее законодательство в области образования (Закон «Об образовании» от 29.12.2012, закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 28 апреля 2010 года) становится гарантией права на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами с использованием специальных образовательных условий и механизмов адаптации образовательных программ дошкольного и школьного образования.
Так же, как все другие дети с ОВЗ, дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного воспитания и обучения – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой психического нарушения. Осуществляя развитие, воспитание и обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ГБОУ ОЦДиК, мы также столкнулись с проблемой отсутствия программно-методического обеспечения образовательного процесса данной категории детей. И это оправдано, ведь спектр нарушений (в том числе и интеллектуальных) в структуре дефекта каждого ребёнка индивидуален, определен весьма ограниченными коммуникативными способностями, а зачастую и познавательными возможностями, что делает невозможным создание единой унифицированной, четко регламентированной программы воспитания, обучения и развития детей с РАС. Поэтому создание примерных коррекционно-развивающих программ по оказанию комплексной медико-психолого-педагогической помощи ребёнку с РДА при подготовке к школе становится актуальной задачей педагогического сообщества, занимающегося проблемой адаптации и развития детей с РАС, что обеспечит реализацию образовательных прав детей данной категории.
Содержание данной коррекционно-развивающей программы направлено на формирование необходимых качеств «ребёнка-аутёнка», обеспечивающих частичную интеграцию в условиях образовательной организации школьного типа. Реализация данного направления подразумевает комплексный характер, оказываемой помощи, тесное взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса с учетом психоэмоционального и интеллектуального потенциала ребёнка.






