Основная цель программы – преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребёнком, смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, что обеспечит формирование предпосылок универсальных учебных действий, способствующих более успешной адаптации в условиях школьного обучения.
При реализации коррекционно-развивающих занятий для детей с расстройствами аутистического спектра всеми специалистами решаются общие задачи:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребёнком,
- расширение представлений об окружающем мире,
- развитие у детей познавательной деятельности и дальнейшей социализации,
- повышение активности ребёнка в процессе общения с взрослыми и детьми,
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Психологическое сопровождение направлено на создание благоприятных условий для развития у ребёнка эмоционального и интеллектуального потенциала, для формирования продуктивных видов деятельности, коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Всё вышеперечисленное определяет, насколько успешно ребёнок сможет адаптироваться к этапу школьного обучения.
Задачи психологического сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра:
- установление контакта, развитие умения подчиняться старшим, режиму, правилам поведения, развитие навыков элементарного самоконтроля поведения, умения поступать в соответствии с ситуацией;
- формирование и развитие навыков игровой деятельности;
- развитие общей моторики;
- развитие мелкой ручной моторики, формирование графо-моторных навыков;
- развитие предметно-практической, конструктивной, изобразительной деятельности;
- развитие восприятия: формирование перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), освоение систем сенсорных эталонов, своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- эмоциональное развитие;
- формирование коммуникативных умений и опыта социальных контактов с окружающими людьми;
- формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и реабилитации.
Цель дефектологического сопровождения: формирование дочисловых количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аустистического спектра на основе предметно-практической деятельности и расширения представлений об окружающем мире.
Задачи:
- установление контакта в условиях ослабления и снятия тревожности, страха, чувства безопасности в доступной для ребёнка деятельности;
- формирование устойчивого контакта в совместной предметно-практической деятельности ребёнка и педагога;
- формирование представлений о схеме собственного тела, его частях через обучение осязанию (касание руками ребёнка частей его тела);
- формирование зрительно-моторного комплекса через реакции оживления, слежения за предметами, захваченными педагогом, а также руками самого ребёнка;
- сенсорное воспитание: обучение сопоставлению фигур по форме, цвету, величине;
- развитие моторных функций через игры с пирамидками, кубиками, башенками, чашечками, матрешками, досками Сегена, мозаикой.
Целью логопедическогосопровождения детей с РДА является расширение представлений об окружающем мире, формирование начальных умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
В логопедической работе необходимо решать следующие задачи:
- побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
- учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
- развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
- обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
- учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
- закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
- учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
- учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
- учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
- называть простейшие действия с предметами;
- учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
- сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
- учить внятно выражать свои просьбы и желания;
- учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
- учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
- упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.






