Цели и задачи программы. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребёнком

Основная цель программы – преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребёнком, смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, что обеспечит формирование предпосылок универсальных учебных действий, способствующих более успешной адаптации в условиях школьного обучения.

При реализации коррекционно-развивающих занятий для детей с расстройствами аутистического спектра всеми специалистами решаются общие задачи:

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребёнком,

- расширение представлений об окружающем мире,

- развитие у детей познавательной деятельности и дальнейшей социализации,

- повышение активности ребёнка в процессе общения с взрослыми и детьми,

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Психологическое сопровождение направлено на создание благоприятных условий для развития у ребёнка эмоционального и интеллектуального потенциала, для формирования продуктивных видов деятельности, коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Всё вышеперечисленное определяет, насколько успешно ребёнок сможет адаптироваться к этапу школьного обучения.

Задачи психологического сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра:

- установление контакта, развитие умения подчиняться старшим, режиму, правилам поведения, развитие навыков элементарного самоконтроля поведения, умения поступать в соответствии с ситуацией;

- формирование и развитие навыков игровой деятельности;

- развитие общей моторики;

- развитие мелкой ручной моторики, формирование графо-моторных навыков;

- развитие предметно-практической, конструктивной, изобразительной деятельности;

- развитие восприятия: формирование перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), освоение систем сенсорных эталонов, своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- эмоциональное развитие;

- формирование коммуникативных умений и опыта социальных контактов с окружающими людьми;

- формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и реабилитации.

Цель дефектологического сопровождения: формирование дочисловых количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аустистического спектра на основе предметно-практической деятельности и расширения представлений об окружающем мире.

Задачи:

- установление контакта в условиях ослабления и снятия тревожности, страха, чувства безопасности в доступной для ребёнка деятельности;

- формирование устойчивого контакта в совместной предметно-практической деятельности ребёнка и педагога;

- формирование представлений о схеме собственного тела, его частях через обучение осязанию (касание руками ребёнка частей его тела);

- формирование зрительно-моторного комплекса через реакции оживления, слежения за предметами, захваченными педагогом, а также руками самого ребёнка;

- сенсорное воспитание: обучение сопоставлению фигур по форме, цвету, величине;

- развитие моторных функций через игры с пирамидками, кубиками, башенками, чашечками, матрешками, досками Сегена, мозаикой.

Целью логопедическогосопровождения детей с РДА является расширение представлений об окружающем мире, формирование начальных умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.


В логопедической работе необходимо решать следующие задачи:

- побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;

- учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;

- развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);

- обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

- учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

- закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;

- учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

- учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;

- учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;

- учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;

- называть простейшие действия с предметами;

- учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;

- сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;

- учить внятно выражать свои просьбы и желания;

- учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;

- учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;

- упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.




double arrow
Сейчас читают про: