Характеристика педагогических технологий,
Специалистами, разрабатывавшими представленную программу, признаются одними из наиболее приоритетных личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее развитие ребёнка.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития для всех, и для ребёнка с ОВЗ тоже. Закладываются основы личности, формируется произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Создание условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Технология компенсирующего обучения предполагает создание вокруг ребёнка реабилитирующего пространства, в котором планируется компенсация недостатков развития.
Учитывая, что программа составлена для работы с детьми с ОВЗ, далеко не последнее место занимают здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Согласно существующей классификации по характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
В рамках работы представленной программы из частных здоровьесберегающих технологий специалисты реализуют следующие:
медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
психологические (технологии психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития);
образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения).
Из комплексных здоровьесберегающих технологий реализуются технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные); педагогические технологии, содействующие здоровью.
Соответственно возможностям физического и психологического состояния детей применяются следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий:
ü Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная).
ü Коррекционные технологии (арттерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика).
Таким образом, подчёркивается важность того, чтобы все виды взаимодействия с детьми, имели оздоровительную направленность. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Наряду с перечисленными заметное место в коррекционно-развивающей работе занимают информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа – технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребёнка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. В современных условиях существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Сегодня, учитывая современные реалии, педагог должен вносить в процесс обучения, помимо традиционных, новые методы подачи информации. Возникает вопрос: зачем это нужно? Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел плоды своего труда и мог их оценить. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиасредств.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает.
Преимущества использования ИКТ: повышение мотивации и познавательной активности за счёт разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента; интенсификация самостоятельной работы; рост объёма выполненных заданий; побуждение педагога к поиску новых форм и методов работы, стимуляция профессионального роста; получение объективной картины уровня сформированности знаний (для ребёнка важно то, что сразу после выполнения задания).
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации образования, равенство в отношениях педагога с ребёнком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый - ребёнок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).






