Краткая характеристика методов и приёмов

Краткая характеристика методов и приёмов

коррекционно-развивающей работы

 

Реализация обозначенных целей и задач коррекционной работы с детьми с РАС возможна при адекватном использовании методов и приемов коррекционно-развивающей работы.

Методы и приемы психокоррекции

Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.

Ребёнок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, не обличая все свои ощущения в словесную форму. При рисовании песком не возникают барьеры, как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая ребёнка в процесс. Это имеет большое значение для детей с РАС, поскольку в процессе коррекционно-развивающей работы большой этап деятельности адаптационного периода посвящён насыщению ребёнка разными видами ощущений. Пока ребёнок с РАС не получит их в полном для него объёме, он не перейдёт к другим способам взаимодействия с миром. А о пользе взаимодействия с песком известно ещё из психоаналитических идей К. Г. Юнга.

Во-первых, рисование песком – это маленькое чудо, волшебство. Рисование организовывается при приглушенном свете на белом оргстекле с подсветкой. Одно это придает процессу рисования некоторую таинственность, исключительность.

Во-вторых, песок — это природный материал, с которым знаком каждый взрослый и ребёнок. Он сам подсказывает, как его использовать (сыпать, мять, гладить и пр.). Изображения из песка получаются всегда очень органичные, объёмные, как живые.

В-третьих, рисование песком на стекле отличается от обычного рисования на бумаге тем, что оно не создаёт так называемого «страха белого листа», ведь лист изначально «грязный», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.

В-четвертых, хотелось бы отметить влияния таких игр на развитие ребёнка:

· Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики. Это приобретает ещё большее значение для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями потому, что им практически недоступно большинство традиционных упражнений с пальчиковой гимнастикой и в прописях.

· Эти занятия помогают формировать и развивать глазодвигательную координацию (дети учатся рисовать так, чтобы песок не высыпался со стола для рисования, а это даётся нелегко).

· Чтобы разровнять песок тонким слоем или насыпать ровную полосу песка, надо очень точно регулировать нажим руки, а это даже далеко не всем взрослым сразу удаётся. Также очень часто используется рисование щепоточками, а это уже совсем тонкая моторика.

· И, безусловно, нужно отметить, что рисуем мы на песке часто двумя руками, а это хорошо влияет на развитие межполушарных связей, которые являются залогом эффективной и энергоёмкой работы мозга в целом.

· Занятия проходят хоть и за столами, но они довольно подвижны, ведь определенные элементы гораздо удобнее рисовать стоя, или обходить стол с другой стороны.

· Также рисование на песке способствует развитию пространственных представлений (ориентации на листе), речевому развитию (занятие строятся на основе какого-то сюжета, а дети активно привлекаются к его сочинению и повествованию).

· Ну и, конечно же, нельзя не отметить влияние таких занятий на раскрепощение, развитие творческого потенциала, фантазии каждого ребёнка. При рисовании песком сначала детям показывают основные приёмы рисования, а дальше дети экспериментируют сами. Песок многогранен, всегда найдется несколько способов, чтобы нарисовать один и тот же элемент.

В-пятых, особенность этих занятий заключается в том, что ведёт их не педагог-художник, а психолог, занимающийся песочной терапией. Акцент на занятиях делается не на «правильном» рисовании, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, установлении контакта, получении положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Помимо решения вышеперечисленных задач, в нашей программе эта технология используется учителем-дефектологом для формирования и закрепления знаний об окружающем мире, знаний из области математических представлений (закрепление понятий «один – много», «много – мало», работа с непрерывными множествами, узнавание геометрических форм, цифр). Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.




double arrow
Сейчас читают про: