Творчество В. Верхолы в контексте развития молдавской композиторской школы 2-й половины XX века

Прежде чем говорить о творчестве Виталия Верхолы, дадим краткую характеристику молдавской профессиональной музыки времен расцвета его творчества.

Музыкальная культура Молдовы во второй половине XX века развивалась в особом ключе. По словам музыковедаИрины Чобану-Сухомлин,«…во время самых больших перемен в мире, когда почти в калейдоскопическом порядке сменялись не только стилистические направления и техники музыкального письма, но и парадигмы, композиторы Молдовы демонстрировали удивительный традиционализм, оставаясь стойкими приверженцами тематической организации музыкального произведения на основе тонально-функциональной системы гармонии и мелодии с аккомпанементом»[4]. Демонстрируя преемственность с классико-романтической традицией, молдавское композиторское творчество, в целом, стояло в стороне от экспериментов, характерных для авангардного искусства.

Справедливо будет сказать, что одной из самых значимых фигур этого периода был Василий Загорский[5]. В своей статье И. Чобану-Сухомлин пишет о том, что именно Загорский утверждал культурные нормы, «как в идеологически-административной, так и в художественной сферах деятельности»[6]. Доминирующим стилем творчества молдавских композиторов доперестроечного периода, в том числе и Загорского, был поздний романтизм, но претворенный под влиянием советской стилистики. Знаменитый молдавский музыковед и сценарист Елена Вдовина писала: «Загорский — композитор с романтическим восприятием мира, столь редким ныне, служитель красоты, чьи взгляды на искусство возвышенны. Он – лирик, которому весьма свойствен порыв, увлечённость»[7].

            Загорский воспитал несколько поколений молдавских композиторов, самыми выдающимися его учениками стали Виталий Верхола, Борис Дубоссарский, Георге Мустя, Мариан Стырча, Олег Палымский.

    Виталий Верхола вошел в историю как первый ученик Загорского, необыкновенно талантливый композитор, ушедший из жизни на заре своей яркой творческой деятельности.

Его Родиной была Украина, но профессиональный путь композитора полностью связан с Молдовой, в которой он прожил большую часть своей жизни — с момента поступления в 1966 году в Институт искусств имени Г. Музическу МССР до самой смерти. Загорскийтак воспоминал о своем ученике: «Его щедро одарила талантом родная земля — Полтавщина, которая славится неповторимой красотою природы и богатейшими песенными традициями. Этим своим даром он, Виталий Верхола, щедро поделился с Молдавией, где прожил свою недолгую и яркую творческую жизнь, прирос, прикипел к краю, который стал для него родным»[8].

Виталий Верхола оставил многообразное наследие. В его творческом багаже — произведения самых разных жанров: опера, симфония, увертюры, поэмы, произведения для духового, струнного, симфо-джазового оркестров, а также камерно-инструментальные сочинения, вокальные циклы, романсы, песни, обработки народных песен, сочинения для хора и др. При этом в его наследии сложно найти два произведения для идентичного инструментального состава и со схожими конструктивными задачами — каждое его сочинение по-своему уникально. Надо полагать, это связано с его личным качеством, которое отмечали многие его современники: восприимчивость к новому, непрекращающиеся поиски новых, нестандартных решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: