Соната-рапсодия для скрипки и фортепиано (1970) В. Верхолы

Соната-рапсодия для скрипки и фортепиано — одно из самых лучших и популярных произведений Верхолы, полностью основанное на молдавском народном мелосе.Благодаря укоренившимся в молдавской народной музыке традициямлэутарского искусства, жанр скрипичной сонаты стал одним из наиболее популярных в творчестве молдавских композиторов. В 1940–1950-е годы появляются такие произведения для скрипки и фортепиано, как: «Молдавская фантазия» (1941) и «Импровизация» (1942) Штефана Няги, «Молдавская рапсодия» (1941) ДавидаГершфельда, «Дойна» Евгения Коки, «Оляндра» и 6 пьес (1957) Павла Ривилиса, Соната Георге Няги (1957), Рондо (1950) Александра Муляра, Концертная пьеса «Моришка» (1958) Давида Федова, а также скрипичные сонаты Леонида Гурова (1959) и Виктора Масюкова (1959). В 1967 году Загорский оканчивает Рапсодию для скрипки, двух фортепиано и группы ударных инструментов, за которую в 1968 году получает Государственную премию Молдавской ССР. В 1970-е годы широкую популярность приобретают такие произведения для скрипки и фортепиано, как «Пьеса» Тудора Кирияка (1972), цикл пьес «Эхо кодр» Александра Муляра (1974), «Баллада примэверий» Олега Негруци (1977).

    В 1968 году Верхола оканчивает свою первую скрипичную сонату, однако, спустя два года появляется вторая редакция этого произведения под новым названием — Соната-рапсодия для скрипки и фортепианно (1970), в которой «почти полностью изменена вторая часть, переосмыслена общая жанровая драматургия»[21]. Композитор объединяет жанры, противоположные друг другу по конструктивным свойствам: сонату, обладающую строгими законами формы, и рапсодию, предполагающую свободно-импровизационное развитие материала. Несмотря на то, что в Сонате-рапсодии нет ни одной цитаты, весь тематический материал произведения представляет собой яркий калейдоскоп разнохарактерных мелодий в духе молдавского фольклора.

Соната-рапсодия двухчастна и обнаруживает некоторые связи с формой народной инструментальной молдавской дойны. Первая часть написана в сонатной форме, а форма второй части — концентрическая (A-B-C-B-A).Материал всего произведения делится на небольшие микроразделы, преимущественно в быстром движении (с отдельными эпизодами более спокойного, лирического характера). Таким образом, одно из основных условий формы дойны — последовательность частей «медленно – быстро» — здесь не соблюдено. Сравнение предполагается на более широком уровне, по образно-эмоциональному строю. В первой части (Allegroconfuoco)Преобладают темы песенно-речитативного характера:

1 часть. Вторая тема вступления. Соло скрипки.

1 часть. Главная тема.

1 часть. Побочная тема.

А во второй части (Veemente), напротив, большее значение приобретают мелодии ярко танцевальной окраски:

2 часть. Основная тема первого раздела

Рассматривая Сонату-рапсодию с точки зрения претворения в ней фольклорных элементов, нельзя не остановиться на ее связях с традицией народного лэутарского исполнительства. Известно, что это явление характерно не только для камерно-инструментальной музыки Молдавии 1970-х годов. Аналогичные процессы заметны и в молдавском симфоническом творчестве. Это не случайно: формирование и активное развитие симфонических и камерных жанров «в молдавской профессиональной музыке происходило во времена господства в музыкальной жизни республики народной традиции»[22].

Таким образом, воплощение народной инструментальной традиции в музыке данного сочинения представляет особый интерес.В разделе Conspirito из второй части претворен прием имитации тарафной игры, благодаря особым метроритмическим и фактурным формулам впартии фортепиано, напоминающим партии цимбал в тарафе. Регистровое разделение аккордики в сопровождении можно ассоциировать с перекличкой цимбал, контрабаса и аккордеона. Виртуозная партия скрипки представляется как вступление солиста-лэутара, в исполнения которого характерна насыщенная мелизматика и с использование приема игры «на коротком смычке».

В заключительном разделе первой части обращает на себя внимание виртуозный пассаж из фигураций тридцатьвторыми, охватывающий высотное пространство от «ми» третьей октавы до «ми» контроктавы, напоминающий о традиционной виртуозности молдавских цимбалистов.

1 часть. Заключительный раздел.

2 часть. Раздел Con spirito.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что яркую индивидуальность Сонате-рапсодии придает опора на традиции молдавского фольклора, а также стремление к синтезу разных жанров и форм музыки —классической сонаты, романтической рапсодии, отдельные черты концерта и молдавской дойны.

Соната-рапсодия получила высокую оценку на пленуме Союза композиторов СССР, состоявшемся в Москве в 1971 году: председатель СК СССР Тихон Николаевич Хренников положительно отозвался об этом сочинении, отмечая прежде всего «национальную почвенность языка, характерность мелодических оборотов». В 1975 году Соната-рапсодия с успехом бы­ла исполнена в Софии Николаем Марангозовым и Христо Илиевым на встрече молдавских композиторов с молодыми болгарскими коллегами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: