Этапы творческого пути В. Верхолы

Родился Виталий Верхола 30 июля 1946 года в городе Гребенка Полтавской области. Его детство пришлось на тяжелые годы послевоеннойразрухи и голода. Виталий окончил в городе Полтава музыкальную школу по классу баяна, а затем теоретическое отделение музыкального училищаим. Н. В. Лысенко (1962–1966)[9].

Поступление в 1966 году в Государственный институт искусств       им. Г. Музическу в городе Кишинев стало поворотным событием в жизни будущего композитора. Он был зачислен в класс В. Загорского[10], который всегда очень высоко ценил талант своего ученика: «Проводить занятия с ним мне было невероятно интересно. Я с нетерпением и радостью ждал каждого занятия с Виталием, время пролетало незаметно, настолько содержательными и захватывающие были наши уроки»[11]. Творческие, необыкновенные теплые отношения связывали Верхолу с Загорским на протяжении всей его жизни.

Под его руководством Верхола изучает молдавский фольклор, принимает участие в многочисленных экспедициях по селам и городам республики. Молдавская народная музыка оказала настолько сильное влияние на композитора, что ее элементы стали одной из главных составляющих его авторского стиля и отчетливо прослеживаются во всех последующих его произведениях. В своей статье «Сейчас ему исполнилось бы 50…» Зиновий Столяр[12] пишет: «Не скрою — уже тогда мы, музыканты старшего поколения, были немало удивлены столь быстрому профессиональному росту Виталия Верхолы, его высокой творческой активности, широте художественных интересов, и, что казалось нам особенно важным, освоением новой для него стилистики молдавской музыки, сближению с ранее незнакомой ему национальной тематикой. Виталий Верхола естественно и закономерно вошел в семью молдавских композиторов»[13].

В период обучения в Институте (1966–1971) появляются обработки народных песен – «Jaleamiresei» (Плач невесты), «Aziiiluni»(Сегодня понедельник), «Frunzaverdegrâu mărunt» (Лист зелёный, мелкое зерно), Музыка для 11 инструментов (1967), этюды в форме вариаций для фортепиано (1967), квартет «Игры» (1969), фортепианный квинтет (1969), две фуги для гобоя, кларнета и фагота (1969), экспромт для фортепиано (1970), Соната-рапсодия для скрипки и фортепиано (1968, 2-я ред. — 1970). Как отметила молдавский музыковед Оксана Левко[14], эти произведения «...отличаются яркой самобытностью, глубокой эмоциональностью, свежестью мелодического и гармонического языка»[15].

Дипломной работой Верхолы стала его единственная завершенная опера, одноактная по структуре и комическая по жанру — «Похождения Пэкалэ» (1971) на либретто А. Конунова. Главные действующие лица оперы — популярные персонажи детских фольклорных рассказов — Пэкалэ и Тындалэ. По описанию Столяра, «затейники и шутники, острословы и насмешники, они вобрали в себя характерные черты крестьянского юмора и смекалки, став собирательными образами, воплощающими непримиримость ко злу и пороку, оптимизм, находчивость, неиссякаемую жизненную энергию»[16]. Музыка всей оперы пронизана характерными интонациями молдавского фольклора, особенно примечателен лейтмотив Пэкалэ и Тындалэ, который проходит через всю оперу.

По окончании института Верхола получил направление на работу в Кишиневскую музыкальную школу-десятилетку, где преподавал музыкально-теоретические дисциплины, но вскоре был призван в ряды Советской Армии (1971–1972). После демобилизации,в 1972 году, Верхола становится членом Союза композиторов Молдавии, а в 1977 годузанимает пост его ответственного секретаря.

В это время он продолжает интенсивно и успешно сочинять в разных жанрах не только «серьезной» академической музыки, но и большое внимание уделяет популяр­ным жанрам: песне, эстрадной и эстрадно-джазовой оркестровой музыке. Среди лучших работ композитора в сфере эстрадно-инструментальной музыки этого периода следует назвать такие произведения, как увертюры «Весна» (1974) и «Дружба» (1974), «Интермеццо» (1975), «Мелодия»для струнного ор­кестра и группы ударных инструментов(1975).

Он явился автором более пятидесяти песен различной тематики: любовной («Dacâ aş puteasâ cânt», пер. — Если бы я мог петь), военной («Память седины»), патриотической («Родина»; «Revenire», пер. — Возвращение), детской («Последний звонок», «Новый год»). Особую популярность завоевала песня «Молдова – БАМ» (1976), которая возникла во время поездки на всесоюзную комсомольскую стройку в составе группы музыкантов и композиторов Молдавии. Слова к этой песне сочинил сам композитор, но скрыл свое авторство под псевдонимом — Б. Викторов[17]. Впоследствии он отмечал: «Эта молодежная песня звучала во всех наших концертах, встречах. Нам было приятно, что она понравилась слушателям, что этим подарком мы сумели внести свою скромную лепту в фонд грандиозной стройки века»[18]. Также широкую известность приобрели его песни на слова поэта Рудольфа Ольшевского — «Родина», «Здравствуйте, парни из Кубы»,«Торжественная песня» и др.

Исполнителями его песен были такие выдающиеся певцы, как Иосиф Кобзон (Песня для к/ф. «Reperul timpului»), Владимир Закликовский (вокальная сюита «Перезвон»), Иван Кваснюк («Молдова-БАМ»), Петря Ешану («Начало юности»), Ион Басс («Pentru maiculita mea»), Надежда Чепрага («Revenire»), Людмила Ромашко («Молдова-БАМ»).

Также Верхола является автором музыки к художественным фильмам «Мужчины седеют рано» (киностудия «Молдова-филм», 1974) и «Подозрительный» (киностудия «Молдова-филм», 1978); к документальным фильмам «Стратегия – каче­ство», «Памятники парковой культуры», «Край виноградной лозы», «Небо в алмазах»; и мультипликационным фильмам «Гарантийные человечки» («Молдова-филм», 1979), «Сапожки аиста», а также «Гугуцэ-парикмахер»[19].

Последнее пятилетие в творческой биографии композитора (с 1977 по 1982 гг.) характеризуется некоторым спадом актив­ности. В этот пе­риод возникли: «Праздничная увертюра» для симфонического ор­кестра (1977), Симфония для струнного оркестра (1982), а также два струнных квартета. Один из них, под названием«Сюита в народном стиле» (1978), был отдельно отмечен на съезде СК СССР.

В последний год жизни Верхола был занят написанием своей второй оперы. Вдова композитора утверждает, что это была напряженная, всепоглощающая работа: «По обыкновению, Виталий оставался в кабинете и занимался сочинительством. В это время из кабинета не доносилось ни звука, он всегда сочинял музыку внутренним слухом. Разумеется, ничто не должно было его отвлекать от работы». К сожалению, мало что удалось узнать о замысле оперы — сохранился лишь клавир первого действия. Но уже по его содержанию можно отметить существенное отличие от первого опыта сочинения в оперном жанре — первый акт состоит из 4-х масштабных картин, и по общей продолжительности предполагаемого звучания превосходит длительность всей оперы «Похождение Пэкалэ». Сюжетным источником для новой оперы послужил фильм 1974 года компании «Молдова-филм» под названием «Долгота дня»[20]. По словам Л. Ромашко, опера должна была называться «Кровавая свадьба». Этот замысел сильно выделяется на фоне других произведений автора. Судя по содержанию фильма и сохранившемуся клавиру первого акта, произведение должно было быть трагическим, описывающим тяжелую жизнь сельских жителей во времяоккупации Бессарабии войсками Румынии.Преждевременная смерть композитора не позволила осуществиться этому замыслу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: