Деятельность режиссер-постановщика, осуществляющаяся в социально-культурных учреждениях, организациях отрасли культуры и искусства, направлена на культурно-эстетическое развитие всех категорий населения. Создание благоприятной культурной среды, сохранение культурного наследия, формирование художественно-эстетических взглядов общества осуществляют режиссер-постановщики театрализованных представлений и праздников.
Театрализованные представления выражают общественные настроения и отражают значимые этапы в жизни социума. Главным в организации этих событий является режиссер-постановщик.
Для того чтобы быть профессионалом в своем деле, режиссер-постановщику театрализованных представлений необходимо
По мнению В.Е. Сосновской роль режиссера-постановщика в театрализованных представлений заключается:
- в четком управлении всего творческого процесса и всей командой (организационно-управленческий вид деятельности);
- режиссер-постановщик должен направлять творческий процесс актеров, организовывать продуктивные репетиции (режиссерско-постановочный);
|
|
- от режиссер-постановщика зависит уровень эстетического развития общества, он должен уметь донести свою идею до зрителя (художественно-просветительский);
- режиссер-постановщик должен создавать собственные оригинальные сценарии постановок (научно-исследовательский);
- режиссер-постановщику необходимо применять новые технологии, осваивать сценическое пространство и строить мизансцены (проектный).
Таким образом, режиссер-постановщику театрализованных представлений необходимо профессиональное мышление, которое обеспечит оперирование всеми видами деятельности и позволит добиться высоких результатов.
В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессию и функции профессиональной деятельности (рисунок 1).
Основные функции профессиональной деятельности режиссер-постановщика театрализованного представления |
Создание материальных и духовных ценностей (создание сценарного материала.постановки) |
Получение средств для жизни человека и общества |
Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих (сохранение культурных традиций) |
Преобразование окружающей среды (формирование художественно-эстетических нравственных взглядов общества) |
Рисунок 1 – Функции профессиональной деятельности режиссер-постановщика театрализованных представлений.
|
|
Профессиональная деятельность, преследуя определенную цель, предусматривает решение конкретных задач. Цель профессиональной деятельности представляется результатом, обеспечивающим развитие личности и ее жизнедеятельность. Задачи профессиональной деятельности – это этапы достижения цели. В зависимости от видов деятельности режиссер-постановщик театрализованных представлений решает различные профессиональные задачи, применяя знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность – это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности[18].
К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. По мнению С.И. Анушкина творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать[19].
Для любого режиссер-постановщика основным материалом в его работе является творчество актера. Ни одна из проблем современной режиссуры не обретет реальной художественной ценности, если она не будет выявляться в актере. То есть, если актеры не творят, не мыслят и не чувствуют, если они пассивны и творчески инертны – режиссер-постановщику делать нечего, театрализованное представление создавать не из чего, у него в руках просто нет нужного материала. Поэтому вопросы работы режиссер-постановщика с актером в процессе создания театрализованного представления самые насущные.
Необходимо вызвать в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для постоянного, полноценного, самостоятельного творчества. Режиссер-постановщик должен уметь «толковать» роль, уметь показать «как играть», раскрыть актеру всё то, что осуществляется им на сцене. И это его основная обязанность. Когда этот процесс возникает, то родится и вторая обязанность режиссер-постановщика – непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему угаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом театрализованного представления.
Режиссер-постановщик должен почувствовать индивидуальность актера, в процессе работы непрерывно следить за тем, как в актере отражаются замыслы автора и режиссер-постановщика, и в то же время видеть, куда актера зовет фантазия и желания, и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Следовать за волей актера и одновременно направлять её, исправлять, не давая ощущать давление.
Как отмечает А.С. Форд, режиссер-постановщик работает не с одним актером, а с целым коллективом, поэтому следующая наиважнейшая задача – постоянно согласовывать между собой результаты творчества всех актеров, причем так, чтобы в итоге получилось гармонически целостное идейно-художественное произведение театрального искусства»[20]. Все эти непростые задачи режиссер решает в процессе выполнения своей главной функции – творческой организации сценического действия.
- Работа с актером заключается не в том, чтобы продиктовать ему сценические инструкции и ждать результата:
- необходимо помочь исполнителю вжиться в свой образ.
- снабдить его всей необходимой по персонажу информацией.
- рассказать ему о мельчайших деталях образа, о прошлой жизни, чертах характера, пристрастиях.
Только так исполнитель роли сможет максимально понять своего героя, начать сопереживать ему и научится даже мыслить как он.
Как только актер перестанет плакать в своей роли, а начнет оплакивать своего героя, можно сказать, что работа режиссер-постановщикавыполнена правильно. Теперь остается только задавать для творческого процесса правильное направление, создавать оптимальную атмосферу для возникновения нужного эмоционального накала страстей. Подталкивать актера к определенным действиям в сюжетах, а не диктовать их – вот правильная работа режиссер-постановщика.
|
|
Таким образом, роль и основные функции режиссера-постановщика театрализованных представлений заключаются в следующем: режиссер-постановщик должен обладать знанием актерского материала, чуткостью и проницательностью для реализации своих замыслов.