Для повышения надёжности измерений увеличивают их число. Пусть
,
,…
,…
– результаты прямых измерений величины x, полученные в одних и тех же условиях; N – число измерений. Важно: измерения должны проводиться в одних и тех же условиях; только в этом случае имеет смысл рассчитывать среднее арифметическое:
. (1.7)
Замечание 1: если случайная погрешность мала по сравнению с приборной, то выполнять измерение следует один раз: бессмысленно пытаться грубым прибором получить точное значение.
Замечание 2: полученное в (1.7) среднее арифметическое не является истинным, точным значением величины:
.
Истинное значение случайной величины в принципе не может быть получено при конечном количестве измерений N, а законы квантовой механики (принцип неопределённостей Гейзенберга) вообще ставят запрет на возможность получить точные значения величин в определённых условиях. Таким образом, истинное значение величины x лишь попадает в интервал
(1.8)
с определённой вероятностью
, величина которой зависит от желаний экспериментатора. Вероятность
называется доверительной вероятностью; она даёт долю
измерений
, при которых результат измерения попадает в интервал (1.8), при
:
.
Рекомендуется использовать значение доверительной вероятности
: требование
– слишком строгое для учебной лаборатории, а
– слишком мягкое.
Замечание 3: теория случайных погрешностей базируется на двух главных предположениях, подтверждаемых опытом:
· при большом числе наблюдений одинаково часто встречаются погрешности одинаковой величины, но разного знака;
· большие (по модулю) погрешности встречаются реже, чем малые.
Считая число измерений достаточно большим, можно нарисовать гистограмму. На рис.1 приводится количество студентов, получивших тестовые оценки на сайте дистанционного обучения ВоГУ в соответствующих диапазонах с интервалом в
; количество участников N =119. Вместо числа участников по вертикальной оси можно откладывать долю студентов, получивших оценки в соответствующих диапазонах; это будет нормированная гистограмма. Наконец, возьмём предельный переход: число участников (число опытов)
, поэтому
; ширина интервала
(с баллами это не получится, так как они дискретны, в отличие от многих физических величин). Результат – так называемое распределение Гаусса (1.9), см. график на рис.2.
. (1.9)
Выясним смысл приведённой функции. Обозначим через
число измерений, для которых физическая величина x попала в интервал значений между
и
, через
– полное число измерений. Вероятность
того, что величина x имеет значения, лежащие в интервале между
и
, прямо пропорциональна величине интервала
:
, (1.10)
где коэффициент пропорциональности
в общем случае также зависит от x. Значение функции
численно равно вероятности того, что величина x лежит в единичном интервале вблизи заданногоx.
называется плотностью вероятности или функцией распределения вероятностей случайной величины x.
. (1.11)
Вероятность того, что величина x окажется в интервале значений
, равна площади под графиком функции в соответствующем интервале, то есть интегралу
. (1.12)
Площадь под всем графиком равна 1 (с вероятностью 100% результат измерений попадает в интервал
). Значения
определенным образом группируются относительно среднего значения
. Мерой отклонения значений
от среднего значения служит среднеквадратичное отклонение
:
. (1.13)
Вероятность попадания в интервал шириной
от
до
равна
(см. рис.2), а для интервала
вероятность повышается до
.
Квадрат среднеквадратичного отклонения величины называется дисперсией.
.
Чем меньше дисперсия, тем острее максимум функции, меньше ширина графика рис.2 на фиксированной высоте, меньше разброс результатов вокруг среднего; короче, точнее измерения и меньше погрешность.
Случайная погрешность вычисляется по формуле (1.14).
,
. (1.14)
Здесь учтено, что в реальных опытах число измерений N конечно; погрешность уменьшается с увеличением N, и зависимость эта нелинейна и сложна. Её выяснил Уи́льям Си́ли Го́ссет (William Sealy Gosset), публиковавший результаты под псевдонимом «Student» (студент). Эта зависимость учитывается с помощью коэффициента Стьюдента
, зависящего и от числа опытов, и от заранее заданной доверительной вероятности. Таблицу коэффициентов Стьюдента можно найти в приложении к лабораторному практикуму; а также в табл.4; здесь доверительная вероятность
.
Таблица 4
| N | |||||||||||||||
| 12.7 | 4.30 | 3.18 | 2.78 | 2.57 | 2.45 | 2.36 | 2.31 | 2.26 | 2.20 | 2.14 | 2.09 | 2.06 | ||
Замечание 4: если случайная погрешность (1.14) соизмерима с приборной
, то окончательное значение погрешности величины следует вычислять по формуле (1.15):
. (1.15)
Если одна из них больше другой более чем в 3 раза, то м е ньшей следует пренебречь.
Пример вычисления случайной погрешности при прямых измерениях (измеряется время движения груза; лабораторные работы «маятник Максвелла», «маятник Обербека», «крутильные колебания», «маховое колесо») приводится в таблице 5; число измерений N= 5.
Порядок действий при расчётах:
1. Находим среднее арифметическое (см. формулу 1.7):

2. Вычисляем отклонения
от среднего в каждом опыте:
,
, и т.д., см. таблицу 5.
3. Возводим
в квадрат (столбец таблицы
):
;
, и т.д.
4. Вычисляем сумму квадратов отклонений от среднего:
.
5. Находим по табл.4 коэффициент Стьюдента
для
, N= 5 и вычисляем случайную погрешность по (1.14):
.
6. Допустим, что наш секундомер – цифровой, измеряющий время с точностью до десятых долей секунды, тогда его приборную погрешность следует оценить как единицу последнего даваемого секундомером разряда:
.
7. Окончательно по (1.15):
.
Таблица 5
| № п/п | , с
| , с
| , с
| , с2
| , с2
| ,
с
|
| 10.5 |
10.1 | 0.4 | 0.16 |
0.38 |
0.4 | |
| 10.2 | 0.1 | 0.01 | ||||
| 9.9 | 0.2 | 0.04 | ||||
| 9.7 | 0.4 | 0.16 | ||||
| 10.2 | 0.1 | 0.01 |
, с
, с
, с2
,
с






