2.1. Характеристика законодательной базы размещения ПИИ
Россия, входя в число стран БРИКС, также получила значительный приток британского капитала на протяжении последних нескольких лет. В связи с этим рассмотрим, какие законодательные основы регулируют деятельность британских инвесторов на территории нашей страны. Положения российского законодательства предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.[50] Деятельность иностранных инвесторов также обеспечивается государственными гарантиями. К ним относятся, к примеру, гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России, гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, гарантия компенсации при национализации и другие.[51] В целях защиты национальных интересов 29 апреля 2008 года был принят Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” N 57-ФЗ и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства" N 58-ФЗ.[52] Данные законы содержат перечень из 42 отраслей, имеющих стратегическое значение для страны с точки зрения защиты от контроля со стороны иностранных инвесторов. В первую очередь, это виды деятельности, связанные с обороной, а именно вооружением, боеприпасами, авиацией и космическими разработками. Кроме того, это средства массовой информации, а именно теле- и радиовещательные каналы, аудитория которых составляет половину или более жителей субъекта страны, печатные издания тиражом более 1 млн экземпляров. Также сюда относятся отрасль связи, за исключением обеспечения доступа к сети Интернет, если в деятельности предприятия в этой сфере задействовано более 5 субъектов России. Наконец, это производство металлов и сплавов со специальными свойствами, и предоставление услуг естественным монополиям. Отдельная сфера, попадающая под государственные ограничения, связана с природными ресурсами. К этой категории относятся геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, и добыча водных геологических ресурсов.[53]
Одной из наиболее распространенных мер ограничения прав инвесторов является введение квот – установление максимальной доли иностранного капитала в общем капитале российской компании. Например, что касается банковской и страховой деятельности, то коэффициент иностранного участия в капитале компаний устанавливается ежегодно.[54] Данный показатель рассчитывается по следующей схеме. Если инвестиции иностранцев в банковский сектор России превысили 50%, то числитель коэффициента рассчитывается как сумма всех иностранных инвестиций в банковский сектор России, сделанных после 1 января 2007 года вплоть до даты вступления России в ВТО, за исключением тех, которые составили более 51% уставного капитала любого отдельного банка. Знаменатель коэффициента рассчитывается как общая сумма уставных капиталов банков России. В случае отклонений от значения коэффициента государство имеет право применить такие санкции, как прекращение выдачи новых лицензий данным учреждениям, запрет на увеличение уставного капитала и запрет на продажу акций таких банков иностранцам. Аналогичные меры применяются сфере страхования.[55]
Стоит отметить, что в декабре 2011 года был принят ряд поправок, смягчающих ограничения на приток иностранного капитала в связи с вступлением России в ВТО. Например, данные меры коснулись банковской отрасли, где доля иностранного участия теперь может достигать 50%, однако иностранные банки могут вести деятельность на территории России только при условии регистрации российского юридического лица. В сфере страхования доля иностранного участия расширена до 100%, а в страховании жизни – до 50%. В секторе телекоммуникаций квота участия иностранцев – 49% - будет упразднена в течение 4 лет.[56] Также больше не требуется согласование сделок, если приобретение иностранным инвестором акций российской компании не увеличивает доли участия иностранного капитала в компании, например, в случае корпоративного перераспеделения долей. Кроме того, произошло смягчение контроля в банковском секторе: к стратегическим больше не будут относиться криптографическая деятельность банков, исключение будут составлять только банки с государственным участием. Тем не менее, иностранные инвесторы все еще обязаны обращаться за соответствующим соглашением о приобретении свыше 5% акций предприятий, связанных с недроиспользованием.[57]
В целом данные поправки были сделаны с целью увеличения притока иностранных инвестиций в экономику страны. Рассмотрим, к примеру, действовавший ранее закон о банковской деятельности. Для обеспечения безопасности российские банки используют специальные шифровальные программы, на которые, согласно российскому законодательству, требуется обязательная лицензия. Ранее это означало, что все банки, использующие криптографию, признаются стратегическими, что приводило к огромной бюрократической волоките для иностранных инвесторов.[58] Среди прочих стратегических отраслей можно выделить предприятия, использующие в своей деятельности радиационные источники: производители медицинского оборудования, питьевой воды, сельскохозяйственный сектор. Сейчас компании, использующие данные технологии в качестве своей неосновной деятельности, перестают признаваться стратегическими, что также упрощает инвестиционную процедуру.
Также в России существует ряд так называемых «особых экономических зон» (далее ОЭЗ), которые подразделяются на промышленно-производственные (4 ОЭЗ), туристско-рекреационные (14 ОЭЗ), технико-внедренческие (3 ОЭЗ) и портовые (3 ОЭЗ). Иностранным инвесторам на данных территориях предоставляются административный режим «одного окна», позволяющий снизить количество и сроки процедур оформления, налог на прибыль, и предполагающий отсутствие налога на имущество, землю и транспорт, а также нулевой НДС и таможенные пошлины. Кроме того, на данных территориях действуют упрощенные процедуры миграции высококвалифицированных сотрудников.[59]
Что касается конкретных двусторонних соглашений по инвестиционному сотрудничеству между нашей страной и Великобританией, то в 1989 году было подписано Соглашение между правительством СССР и правительством Великобритании о поощрении и взаимной защиты капиталовложений.[60] Согласно данному документу, капиталовложениям договаривающихся сторон всегда должен предоставляться равноправный и справедливый режим, а также обеспечивается полная безопасность их размещения. В случае возникновения инвестиционных споров, при условии, что они не могут быть урегулированы дружественными переговорами, стороны имеют право обратиться в арбитраж, который предоставлен либо Арбитражным судом Стокгольмской торговой палаты, либо к международному арбитру или арбитражный суд, назначаемый в специальном порядке по правилам Комиссии ООН по праву международной торговли.[61] В настоящее время также действует Соглашение между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Российской Федерации об экономической кооперации от 9 ноября 1992, в котором провозглашается взаимное поощрение иностранных инвестиций, предоставление привлекательных инвестиционных условий и соблюдение прав и свобод инвесторов.[62] В соответствии с данным документом также был учрежден Межправительственный российско-британский комитет по торговле и инвестициям. С июня 2012 года председателем российской части российско-британского МКТИ является И.И.Шувалов.[63]
Далее рассмотрим, какие особенности присущи законодательным основам США, касающихся притока капитала из Великобритании. В США деятельность иностранных инвесторов регулируется «Законом об иностранных инвестициях и национальной безопасности 2007».[64] Также стоит отметить, что в США регулирование иностранных инвестиций осуществляется на федеральном уровне и на уровне штатов. На государственном уровне вопросами контроля и привлечения занимается Комитет по иностранным инвестициям США, подчиняющийся Президенту страны. В этот орган должно было сообщено о каждой сделке по осуществлению прямых иностранных капиталовложений в стране, иначе Комитет имеет право рассмотреть транзакцию пост-фактом и отозвать капитал на принудительной основе.[65] Данные правила действуют в течение трех лет после завершения сделки, а по истечению срока транзакции могут быть рассмотрены только в случае их распространения на стратегические отрасли экономики страны. Кроме того, министерством финансов США разработано «Руководство, регулирующее порядок поглощения, приобретения и слияния иностранными лицами при совершении сделок, которые затрагивают интересы национальной безопасности”, вступившее в силу в 2008 году.[66] Согласно данному документу иностранным инвесторам в США также предоставляется режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. В то же время, существует ряд ограничений относительно стратегических отраслей, зафиксированных в поправке Эксона-Флорио, принятой в 1988 году.[67] Так, ограничения существуют в областях атомной энергетики, телевидения и радиовещания, программ в области передовых технологий, сельскохозяйственного производства и рыбной промышленности, банковской и биржевой деятельности, воздушного и морского транспорта, таможенных услуг и добычи полезных ископаемых. В соответствии с поправкой Эксона-Флорио президент США имеет право вето слияний и поглощений американских компаний перечисленных отраслей. Кроме того, невозможны сделки по иностранным вложениям в объекты, являющиеся собственностью государства или имеющие статус закрытого акционерного общества, как например центральный банк США.[68] Однако, данные ограничения не распространяются на ряд прямых иностранных капиталовложений в экономику США. К ним относятся приобретение ценных бумаг, не создающее изменение в существующей доле контроля, не являющихся капиталом компании США, а также покупка активов андеррайтерами, то есть юридическими лицами, осуществляющими деятельность по выпуску ценных бумаг. Также поправка не регулирует приобретения в том случае, если приобретаемая компания и покупатель находятся под управлением одной и той же материнской компании. Кроме того, ограничения не распространяются на иностранные компании, создающиеся с нуля на территории Соединенных Штатов. Также существует понятие «неправильного» инвестора, в случае если его деятельность приведет к загрязнению окружающей среды, или в прошлом была расценена как нелегальная.[69]
С другой стороны, существует ряд льгот для иностранных инвесторов, предоставляемых на уровне штатов, причем иногда используются не отдельные меры, а целые «пакеты». Например, выделяют финансовые льготы, которые предполагают кредитование со стороны органов власти штата, субсидирование, облигационные займы. Кроме того, применяются льготы по налогу на прибыль, на собственность, налогу с продаж. Существуют специальные программы развития экспорта, малого и среднего бизнеса и предприятий, занятых в сфере высоких технологий, распространяющиеся на иностранных инвесторов.[70]
Рассмотренные выше меры применяются странами-реципиентами с целью регулирования притока иностранных инвестиций. В то же время, со стороны Великобритании фактически не существует ограничений по вывозу капитала. Британское правительство всегда склонялось к либерализации экспорта ПИИ, даже если это увеличивало долю краткосрочных обязательств, и исключение составляли лишь меры, принятые в 1960-х годах, когда в стране наблюдалось недоинвестирование во внутреннее производство и дефицит платежного баланса. С целью недопущения истощения резервов иностранной валюты, лейбористское правительство приняло решение о переводе 25% британских вложений за рубеж в резервный фонд.[71] По данным на 2011 год, Великобритания является стороной 93 действующих двусторонних инвестиционных соглашений, а также 115 соглашений об избежание двойного налогообложения.[72]
Таким образом, в основном для трех рассматриваемых государств не существует значимых особенностей, касающихся законодательного регулирования непосредственно британских ПИИ в России и США. Большинство перечисленных мер распространяются на всех иностранных инвесторов в данных странах-реципиентах. Часть из них направлена на защиту национальных экономик от чрезмерного влияния иностранного капитала на структуру собственности. В обеих государствах существуют квоты на долю иностранного капитала в стратегических отраслях экономики, таких как горнодобывающая промышленность, телекоммуникации, банки и страхование. Для России, однако, ряд ограничений был упразднен в связи с вступлением страны в ВТО. С другой стороны, ряд мер направлен на стимулирование деятельности иностранных инвесторов. Как в России, так и в США иностранным инвесторам предоставляются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Что касается направляющей стороны, британским законодательством экспорт капитала фактически не ограничивается, что способствует укреплению инвестиционных позиций страны за рубежом.






