Как показал примененный выше количественный анализ, основным фактором, оказывающим влияние на приток британского капитала в России и США является масштаб экономики. Однако, для России еще одним значимым показателем является уровень коррупции. Данному вопросу уделяется внимание со стороны государственных органов. Так, президент Д.А.Медведев подписал федеральный закон «О противодействии коррупции» уже через месяц после вступления в должность в 2008 году, призывая всех государственных служащих к раскрытию своих доходов.[107] Кроме того, была введена новая норма штрафа должностного лица в размере 100-кратной суммы подкупа или взятки.[108] Также в 2012 году был принят Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок». Однако, в России стоит вопрос не столько о самом законодательстве, сколько о его выполнении. Так, например, в сентябре 2011 года сотрудники службы безопасности «ТНК-Би-Пи» в России подтвердили 365 коррупционных сделок внутри компании, в результате 92 сотрудника были подвергнуты взысканиям, и было возбуждено 37 уголовных дел.[109]
В Великобритании, в свою очередь, в 2010 году был принят «Закон о взяточничестве». Согласно его положениям, коррупционное преступление определяется как «неспособность коммерческой организации предотвратить взяточничество, связанное с ее деятельностью».[110] Закон также распространяется на деятельность британских компаний за рубежом, единственным условием является то, что они должны быть зарегистрированы в Соединенном Королевстве, либо вести деятельность на его территории хотя бы частично. Наказание за нарушение данного закона выражается в привлечении к ответственности в виде лишения свободы на срок до 10 лет и выплате штрафа в неограниченном размере.[111]
Британская служба по торговле и инвестициям отмечает несколько основных причин, препятствующих инвестированию в экономику России. В первую очередь таковой является проблема взяточничества и коррупции на всех уровнях ведения бизнеса в стране.[112] По индексу коррупции на 2011 год Россия находится на 143 месте наряду с Азербайджаном, Белоруссией, Нигерией и Угандой, в то время как США – на 24 месте из 182 стран.[113] Данный индекс формируется на основе опросов инвесторов относительно подкупа государственных лиц, а также оценки ими антикоррупционных мер. В рейтинге Индекса экономической свободы Россия также находится на 143 месте из 179 государств, особенно отставая по таким показателям, как уровень инвестиционной свободы, защита прав собственности и свобода от коррупции.[114] Кроме того, стоимость ежегодных издержек от коррупции, выражающаяся в совокупной стоимости всех взяток, эквивалентна 4% ВВП страны.[115] Британская служба по торговле и инвестициям, к примеру, отмечает, что издержки на «взятки» могут достигать до 20% всех издержек ведения бизнеса в России.[116]
Проблемы коррупции являются составляющей инвестиционного климата страны, особенностям которого уделяется внимание не только на уровне отдельных государств, но и на уровне мирового сообщества. К примеру, Мировой банк предоставляет рейтинги экономик по простоте ведения бизнеса, в том числе для иностранных инвесторов. Сравнивая по данным критериям Россию и США, можно сделать вывод о значительно более выгодных условиях для размещения иностранного капитала в Соединенных Штатах. Наибольшая разница наблюдается по времени на оформление аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности: в России данный показатель на 139 дней превосходит показатель в США. Разница во времени на регистрацию нового бизнеса составляет 20 дней, во времени на оформление аренды земельных участков, находящихся в частной собственности – 19 дней.[117] Также Россия отстает по показателям числа процедур, индексам простоты регистрации бизнеса, исполнения договоров, доступности информации, исполнения закона, и индексу простоты ведения бизнеса, лишь незначительно опережая США по индексу доступа к юридической защите (Приложение 9).[118] Индекс ограничительного регулирования прямых иностранных инвестиций, разработанный ОЭСР, на 2012 год равен 0,178 для России (41 место в мире) и 0,089 для США (32 место в мире).[119] Кроме того, высокую конкуренцию иностранным компаниям в России составляют российские организации с участием государственного капитала. Так например, в 2011 году такие британские банки, как «Барклайс» и «Эйч-Эс-Би-Си» закрыли розничные подразделения в России, ссылаясь на высокую степень конкуренции со стороны государственных банков.[120]Подобная агентская проблема наблюдалась и в других секторах вложений в российскую экономику, например, в случае «ТНК-Би-Пи».
Перечисленные особенности ведения бизнеса в России и США свидетельствуют о большом разрыве в степени доверия иностранных инвесторов к экономике России и США. Однако, нельзя забывать, что Россия, в отличие от развитых государств и в том числе от США, активно принимает участие в мировых инвестиционных процессах лишь на протяжении последних двадцати лет. В связи с этим, доверие иностранных инвесторов остается на невысоком уровне в отличие от устоявшихся партнеров.[121] Поэтому одним из факторов формирования надежных контактов для британского бизнеса в российской экономике являются политические отношения между странами. После избрания В.В.Путина президентом Российской Федерации в 2000 году отношения с Великобританией приняли новую форму.[122] Первой зарубежной поездкой, которую совершил глава государства, была поездка в Великобританию в апреле 2000 года, в ходе которой главными темами дискуссий стали такие вопросы, как посредничество по вопросам противоракетной обороны со стороны США и России, а также экономическое сотрудничество Британии и России. В целом, за 2000 год состоялось пять встреч руководства Британии и России, на которых были раскрыты в том числе и темы привлечения британских инвестиций в российскую добывающую промышленность и энергетический сектор.[123] Аналогичные встречи проводились и в 2001 году: Британия поддержала намерение России вступить во Всемирную торговую организацию. В 2002 году Тони Блэр нанес визит в Россию и встретился с В.В.Путиным по вопросу о необходимости вступления России в войну в Ираке, однако поездка не увенчалась успехом. В 2003 году российский президент нанес успешный дипломатический визит в Соединенное Королевство. В то время Британия являлась единственной европейской страной, поддержавшей политику России в Чечне, заявляя, что также придерживается миссии всесторонней борьбы с терроризмом.[124]
Новый этап в политических переговорах, таким образом, способствовал расширению экономического сотрудничества – накопленные британские инвестиции в России с 2000 по 2005 год увеличились в 5,3 раза.[125] Однако, дело ЮКОСа, арест М.Ходорковского, а также убийство А.Политковской и А.Литвиненко, способствовали возникновению “британской русофобии”: британские инвесторы сохраняли уверенность в том, что Россия в дальнейшием будет оставаться страной с высоким уровнем государственного контроля, бюрократизации и коррупции в государственных структурах.[126] Перечисленные события отчасти способствовали тому, что в 2006 году произошел отток британского капитала из страны.[127] Российская сторона, в свою очередь, в 2008 году начала антимонопольное расследование в отношении «ТНК-Би-Пи», в итоге которого через два года было подтверждено искусственное завышение цен на продукцию. Компании был предъявлен штраф в размере 1,1 млрд рублей – самая большая сумму в двадцатилетней истории существования российского антимонопольного законодательства.[128]
В то же время, в сентябре 2011 года состоялся визит Дэвида Кэмерона в Москву, направленный в основном на расширение сотрудничества в сфере «бизнеса и инноваций». Д.Кэмерон заявил о необходимости дальнейшего расширения инвестиционного сотрудничества и всяческом поощрении вступления России в ВТО со стороны Великобритании.[129] По его словам, борьба с коррупцией будет способствовать расширению деятельности британских инвесторов в России. Речь шла также о развитии таких крупных проектов, как модернизация российских железных дорог и подготовке к Олимпиаде в 2014 году. Фонд «Сколково» тогда же подписал соглашения о сотрудничестве с ведущими научными центрами Великобритании.[130]
Что касается отношений Великобритании и США, они получили название «особые отношения» благодаря нескольким факторам, таким как общность правовой системы, дипломатическое и военное партнерство, и наконец, двусторонние инвестиции.[131] Традиционно страны выступают в кооперации в событиях мирового масштаба: Первой и Второй Мировой войнах, войнах в Афганистане и Ираке. Кроме того, Великобритания является своего рода связывающим звеном в отношениях Соединенных Штатов и Европейского Союза. Сложившиеся контакты способствуют уверенности британских инвесторов в ведении бизнеса на территории США. Также такие исторические события XVIII века, как основание первого Банка Соединенных Штатов по модели Банка Англии, начало выпуска долгосрочных государственных облигаций и создание амортизационного фонда, позволившего направлять часть налоговых сборов на выплату государственного долга, заимствованные у Великобритании, сыграли важную роль для построения инвестиционного доверия, существующее и по сей день. Например, строительство первой железной дороги в США было профинансировано за счет британского капитала.[132]
Еще одним историческим сходством США и Великобритании является следование англо-саксонской социально-экономической модели. Она состоит из нескольких основных концепций, таких как ограниченная роль государства как участника и регулятора хозяйства страны и бóльшая доля частного капитала, действие англосаксонского права и стандарта Общепринятых принципов бухгалтерского учета, развитости сектора финансовых услуг и прозрачность действий экономических агентов.[133] Данное обстоятельство может способствовать не только усилению доверия инвесторов, но и упрощению процедуры движения капитала.
Одними из основных причин растущих прямых британских инвестиций в США выступает схожесть отраслевой и организационной структуры с местными предприятиями.[134] Исторически многими исследователями отмечаются также такие причины инвестиционной привлекательности США для Великобритании, как лучшие экономические и политические условия размещения капитала по сравнению с самой Британией (Д.Стопфорд и Л.Тернер), низкая стоимость капитала (Е.М.Грехэм и П.Кругман, 1991), возможность технологического сотрудничества (Д.Браун, 2000).[135]
Однако, существуют и некоторые сходства размещения британского капитала в экономиках России и США. Например, схожи показатели по налогу на прибыль: в России ставка составляет 20%, в то время как в Великобритании ставка корпоративного налога для малого бизнеса также равна 20%, а для компаний среднего и крупного бизнеса – 23%, но уже в 2014 году будет снижена до 20%.[136] Кроме того, как между Великобританией и США, так и между Великобританией и Россией существуют договоры об избежании двойного налогообложения, согласно которым компании-резиденты Великобритании освобождаются от уплаты налога на прибыль, полученной на территории США или России, при условии отсутствия постоянного представительства.[137],[138] Постоянное представительство подразумевает управляющий офис, филиал, фабрику, склад или магазин, а также добывающие и разведческие установки.[139]
Таким образом, на британские инвестиции в России значимое влияние оказывают показатели коррупции, чью показатели в разы превосходят индексы для США. Согласно индексам ведения бизнеса, условия в Соединенных Штатах проще, чем в России, по большей части показателей, таких как простота регистрации, исполнение договоров, доступность информации, исполнение закона, а также показателям времени, необходимого на регистрацию бизнеса и собственности. В связи с этим доверие британских инвесторов в Соединенных Штатах значительно устойчивее, чем в России. Этому способствуют и сформировавшиеся политические контакты между странами: для Великобритании и США характерны «особые отношения», которые основываются, в том числе и на экономическом сотрудничестве. В то же время, политические связи Великобритании и России с 2000 по 2011 год способствовали улучшению внешнеэкономических контактов, что отразилось и на динамике прямых британских инвестиций в стране. Еще одним фактором, способствующим привлечению британского капитала в США, является следование обеих стран англо-саксонской модели социально-экономического развития, для которой характерны ограниченное вмешательство государства в экономику, принцип максимизации доходов акционеров, большая доля финансовых услуг в экономике.
В целом, по данной главе можно сделать следующие выводы. Принципиальное различие накопленных британских ПИИ в России и США заключается в их отраслевом распределении: Россия находится в одном кластере с такими странами, как Чехия, Германия, Ирландская Республика, Италия, Китай, Гонконг, Малайзия, Австралия и Южная Африка, в то время как структура британской инвестиционной позиции в США не схожа ни с одним из государств. Однако, основным фактором, влияющим на приток капитала из Великобритании, как в США, так и в России, является показатель ВВП на душу населения. Тем не менее, для России также важны данные по коррупционным выплатам, которые оказывают отрицательное влияние на приток британских ПИИ. Действительно, для страны характерны гораздо более низкие показатели инвестиционного климата, чем для США. Кроме того, исторически политические контакты Великобритании с США более устойчивы, чем с Россией, что получило название «особых отношений», в рамках которых внимание уделяется и внешнеэкономическому сотрудничеству. Также доверию британских инвесторов к экономике США способствует следование обеих стран англо-саксонской социально-экономической модели.
Заключение
В данной работе были проанализированы особенности размещения британских прямых инвестиций в России и США. Изучение ряда теоретических и эмпирических работ об основных причинах размещения капитала за рубежом и факторах, влияющих на приток ПИИ позволило сделать три основных вывода. Первый из них касается форм размещения капитала, которое может происходить в виде создания компании с нуля на территории иностранного государства, выкупе части или полного пакета торгуемых акций иностранной компании или внесении добавочного капитала в уже существующую организацию. Затем были рассмотрены основные существующие теории о причинах осуществления инвестиционной деятельности за рубежом. Были выявлены три основных подхода к мотивам выхода на международные рынки капитала: теория сравнительных преимуществ по более низким издержкам труда, капитала, производственным мощностям и нематериальным активам, неизбежное расширение деятельности крупных игроков рынка и необходимость поддержания соперничества с конкурентами. Наконец, исходя из анализа работ по определению факторов, оказывающих влияние на приток капитала в ту или иную страну или отрасль, были выявлены такие аспекты, как размер и потенциал роста экономики, экономическая стабильность, степень открытости экономики, ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, ставки налогообложения, валютные курсы и уровень развитости инфраструктуры.
Анализ позиции Великобритании как иностранного инвестора показал, что страна является одним из лидеров в мире по потокам ПИИ и международной инвестиционной позиции. Основными отраслями, в которых работают британские инвесторы, являются финансовые и телекоммуникационные услуги, нефтепереработка, химическая, фармацевтическая, пищевая и горнодобывающая промышленность. Основными инвесторами выступают частные британские компании, к крупнейшим из которых относятся финансовые («Эйч-Эс-Би-Си», «Стэндарт Чартеред», «Барклайс», «Роял Бэнк оф Скотланд Груп») страховые («Олд Мутуал», «Авива», «Прудентиал»), компании нефтяной («Би-Пи», «Роял Датч Шелл»), телекоммуникационной («Водафон»), и пищевой («Юнилевер») отраслей, занимая наиболее устойчивые инвестиционные позиции в США и странах Европейского Союза. Аналогичные государства являются и первыми источниками доходов для британских инвесторов.
Рассмотрение инвестиционных позиций Великобритании в России и США показало, что в рамках законодательной базы данные потоки капитала регулируются в соответствии с общими нормами, распространяющимися на иностранных инвесторов в странах-реципиентах. Существуют меры, направленные как на защиту национальных экономик от чрезмерного влияния иностранного капитала на структуру собственности, такие как квоты в стратегических отраслях, так и на стимулирование притока иностранных вложений и соблюдение прав инвесторов, такие как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Со стороны Великобритании отток капитала практически не ограничен.
Что касается количественного анализа, по показателям британских накопленных и текущих ПИИ и доходов от прямых капиталовложений на протяжении всего рассматриваемого периода Соединенные Штаты значительно опережают Россию. Британские инвесторы являются лидерами по потокам и накопленному капиталу в стране, который сосредоточен в области финансовых услуг, а также химической и горнодобывающей промышленности. По сравнению с США показатели британских ПИИ в России довольно скромные, но Британия в России занимает пятое место по показателю инвестиционной позиции. Однако, соотношение показателей для США и России постоянно сокращается, что свидетельствует об относительном росте привлекательности экономики Российской Федерации по сравнению с хозяйством США. Кроме того, показатели доходности британских ПИИ в России значительно превосходят данные для США на протяжении рассматриваемого периода. Отраслевые направления британского капитала в России и США носят достаточно разный количественный и качественный характер. Бóльшая часть капитала в России сосредоточена в добыче минерального сырья, в то время как для США характерны отрасли финансовых услуг, нефтепереработки и химической промышленности. Результаты кластерного анализа свидетельствуют о том, что объемы британских ПИИ по отраслям в российской экономике схожи с азиатскими странами, Чехией, Германией, Ирландской Республикой, Италией и Южной Африкой, но сильно отличаются от показателей Франции, Нидерландов, и, наконец, США.
Для оценки влияния различных факторов на приток британских ПИИ был использован регрессионный анализ, который показал, что на макроэкономическом уровне основными факторами привлечения британского капитала в России являются показатели ВВП на душу населения и уровень коррупционных выплат, в то время как в США – только ВВП на душу населения. Незначимыми, в свою очередь, для обеих стран оказались такие факторы, как инфляция, государственный долг, индекс “Стэндарт энд Пурс Глобал Эквити” и прочие. Также среди прочих факторов влияния на приток британских ПИИ в анализируемых странах были выделены такие, как состояние политических отношений между странами, общий характер внешнеэкономических отношений, и характер модели социально-экономического развития.
Таким образом, масштабы экономики и общий уровень благосостояния оказывают наибольшее влияние на приток британских прямых инвестиций в экономики России и США, при этом такие факторы, как государственный долг, премия за риск, показатели состояния инфраструктуры и институциональной среды не оказывают значимого влияния на макроэкономическом уровне. Однако, следует учитывать, что для России вторым по важности фактором является уровень коррупции, что значительно ограничивает инвестиционную привлекательность страны. Тем не менее, на протяжении последнего десятилетия наблюдается рост относительной привлекательности России по сравнению с США для британских инвесторов, и это способствует расширению инвестиционного сотрудничества стран.
Список используемой литературы
Великобритания: эпоха реформ. / Под ред. Ал.А.Громыко. - М.: Весь мир, 2007. 536 с.
Гребинюк М. Британcкий закон о противодействии взяткам может быть полезен и в России // Российская газета. 2011. No.828 (46) // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/12/20/korrupcia.html (12.03.2013)
Дзядко Т., Терентьева А. «Роснефть» сегодня купит 100% ТНК-BP // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/10274671/rosneft_segodnya_kupit_100_tnkbp (22.03.2013)
Дробинина Е. Риски и прибыль британского бизнеса в России // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2011/09/110905_cameron_russ_brit_biz_ties.shtml (12.03.2013)
Законодательство об иностранных инвестициях в США // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/invest_law_us/ (01.04.2013)
Зименков Р.И. США и Россия в мировых инвестиционных процессах // США – Канада. Экономика, политика, культура. 2008. No.7. С.3-20.
Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиск решений // Под ред. Хесина Е.С., Ковалева И.Г. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 396 с.
Ковалев И.Г. Экономика и современное государственно-политическое устройство Великобритании. М.: Перо, 2011. 586 с.
Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М.: Экономистъ, 2001. 347 с.
Ломакин В. Британия в мировой экономике. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 407 с.
Об иностранных инвестициях в 2012 году // Федеральная служба государственной статистики.URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/41inv27.htm (31.03.2013)
Потенциал роста. Исследование инвестиционной привлекательности России / Под ред. А.Рыбникова. - М.: Ernst&Young, 2012. 45 с.
Пресс-релиз «О назначении председателя Российской части Российско-Британского МКТИ». 08.06.2012 // Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. URL: http://rus.rusemb.org.uk/press/375 (01.04.2013)
Розинский И.А. Иностранные банки в США // США – Канада. Экономика, политика, культура. 2008. No.10. С.57-68.
Российско-британские переговоры. 12.09.2011 // Президент России. URL: http://kremlin.ru/news/12651 (28.02.2013)
Смольякова Т. Дело пахнет керосином // Российская газета. 2010. No.5192 (113). URL: http://www.rg.ru/2010/05/27/shtraf.html (15.04.2013)
Соколова И.Ю. Вопросы регулирования иностранных инвестиций в США // США – Канада. Экономика, политика, культура. 2002. No. 8. C.90-102.
Старостина Н. Депутаты расшифровали банки // Федеральная антимонопольная служба. URL: http://fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_33731.html (31.03.2013)
Супян В.Б. Экономика США. СПб.: Питер, 2003. 651 с.
Терентьев А. Россия и Великобритания: от сближения к «холодной войне» // Мировая экономика и международные отношения. 2009. No.7. C.64-72.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ // URL: http://www.korupcii.net/index.php?s=4&id=40 (02.04.2013)
Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” от 29.04.2008 N 57-ФЗ // База Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121821 (15.03.2013)
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства" от 28.04.2008 N 58-ФЗ // База Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121821 (15.03.2013)
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ // База Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121824 (15.03.2013)
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ // База Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142952;dst=0;ts=1E3DC1567759BA30AF97245FBBC8E4FB;rnd=0.24223509477451444 (15.03.2013)
1994 Russia-UK Double Taxation Convention // URL: http://www.hmrc.gov.uk/taxtreaties/in-force/r.htm (20.03.2013)
2001 USA-UK double taxation convention// URL: http://www.hmrc.gov.uk/taxtreaties/in-force/usa.pdf (20.03.2013)
Agiomirgianakis G., Asteriou D. Papathoma K. The determinants of foreign direct investment: a panel data study for the OECD countries // City University London. No. 03/06. 19 p.
Agreement between the Government of the United Kingdom of Great Britain and Nothern Ireland and the Government of the Russian Federation on economic co-operation. 09 November 1992 // URL: http://www.rusemb.org.uk/relations/12 (15.03.2013)
Agreement between the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of the Union of Soviet Socialist Republics for the Promotion and Reciprocal Protection of Investments. 6 April 1989 // URL: http://unctad.org/sections/dite/iia/docs/bits/uk_ussr.pdf (15.03.2013)
Aharoni Y. The Foreign Investment Decision Process. Boston: Harvard Graduate School of Business Administration, Division of Research, 1966. 362 p.
Allen G., Dar A. foreign Direct Investment. L.: House of Commons Library. 2013. 12 p.
Alorbi K.C., Agyei-Ampomah S. The growing importance of United States affiliates of transnational corporations based in the United Kingdom // Transnational Corporations. 2007. No. 3. 157 p.
Annual Report Royal Dutch Shell 2012. L.: Royal Dutch Shell Reports. 2013. 178 p. // URL: http://reports.shell.com/annual-report/2012/servicepages/downloads/files/entire_shell_ar12.pdf (02.04.2013)
Baran P.A., Sweezy P.M. Monopoly Capital. An Essay on the American Economic and Social Order. N.Y.: Modern Reader Paperbacks, 1966. 377 p.
Bianconi M., Yoshino J.A., Machado de Sousa M.O. BRIC and the U.S. financial crisis: An empirical investigation of stock and bond markets // Emerging Markets Review. 2013. No.14. P.76-109.
BP sells TNK-BP stake to Russia's Rosneft. BBC News Business // BBC News. URL: http://www.bbc.co.uk/news/business-20030610 (21.03.2013)
Bribery Act 2010 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/23/contents (01.04.2013)
Business Monitor MA4. ONS Statistical Bulletin for Foreign Direct investment involving UK companies, 2011. L.: Office for National Statistics. 2013. 88 p.
Business Monitor MA4. ONS Statistical Bulletin for Foreign Direct investment involving UK companies, 2010. L.: Office for National Statistics. 2012. 111 p.
Business Monitor MA4. ONS Statistical Bulletin for Foreign Direct investment involving UK companies, 2009. L.: Office for National Statistics. 2011. 120 p.
Chilcott R. Sterling Assets IV: British Investment Creating U.S. Jobs. L.: Confederation of British Industry, 2012. 68 p.
Cowling K., Sugden R. Transnational monopoly capitalism. Sussex: Wheatsheaf Books, 1987. 286 p.
Djarova J. Cross-Border Investing. The Case of Central and Eastern Europe. Boston: Kluwer Academic Publishers, 2004. 247 p.
Driffield N. Outward FDI from the United Kingdom and its policy context. N.Y. Vale Columbia Center of Sustainable International Investment. 2012. 14 p.
Edwards S. Capital Flows, Foreign Direct Investment, and Debt-Equity Swaps in Developing Countries // Cambridge, M.A. National Bureau of Economic Research Working Paper. 1990. No. 3497. 35 p.
Establishing a business presence in the USA / Ed. by D.Milner. - L.: UK Trade & Investment, 2012. 38 p.
Fabry N., Zeghni S. Foreign Direct Investment in Russia: how the investment climate matters // Communist and Post-Communist Studies. 2002. No.35. P.289-303.
Foreign Investment and National Security Act of 2007. Public Law 110-49-July 26, 2007
Graham E.M., Krugman P. Foreign direct investment in the United States. Third Edition. N.Y.: Peterson Edition, 1995. 207 p.
Grupert H., Mutti J. Taxes, Tariffs and Transfer Pricing in Multinational Corporate Decision Making // Review of Economics and Statistics. 1991. No.73 (2). P.285-293.
Hamilton D., Quinlan P. Transatlantic Economy 2013: Volume 2. Washington, D.C.: Center for Transatlantic relations. 30 p.
Hausmann R., Fernández-Arias E. Foreign Direct Investment: Good Cholesterol? // Working Paper of Inter-American Development Bank, Research Department. 2000. No.417. 46 p.
Investing Across Borders. Indicators of foreign direct investment regulation // The World Bank Group URL: http://iab.worldbank.org/Data/Explore%20Economies/ (05.04.2013)
Investing Across Borders. Washington, D.C.: World Bank Group, 2010. 190 p.
Jackson J.K. The Exon-Florio National Security Test for Foreign Investment. CRS Report for Congress. Washington.: Federation of American Scientists. 2013. 5 p.
Jacqueline J. Ferber, The U.S. Foreign Direct Investment Policy: The Quest for Uniformity // Marqiette Law Review. 1993. No.176. P.804-832.
Khondoker A.M., Kaliappa K. Determinants of Foreign Direct Investment in Developing Countries: A comparative Analysis. Canberra: Australia South Asia Research Centre. 2010. 27 p.
Kojima K. Direct foreign investment: a Japanese model of multinational business operations. N.Y.: Praeger. 1978. 280 p.
Kravis I.B., Lipsey R.E. The Location of Overseas Production and Production for Export by U.S. Multinational Firms // Working Paper of National Bureau of Economic Research. 1980. No. 482. 37 p.
Lieven A. To Russia with realism // The American Conservative. URL: http://www.theamericanconservative.com/article/2007/mar/26/00007/ (28.02.2013)
Lipsey R.The location and characteristics of U.S. affiliates in Asia // Cambridge, M.A. National Bureau of Economic Research Working Paper. 1999. No. 6876. 34 p.
Loree D., Guisinger S. Policy and non-Policy Determinants of U.S. Foreign Direct Investment // Journal of International Business Studies. 1995. No. 26 (2). P. 281-299.
Macalister T. BP's anti-corruption drive in Russia examines 365 alleged breaches // The Guardian. URL: http://www.guardian.co.uk/business/2011/sep/09/bp-bob-dudley (12.03.2013)
Mainardi S. Foreign Direct Investment in Latin America and Southeast Asia: Relevance of Macroeconomic and Policy-Related Factors // Giornale delgi Economisti. 1992. No.5-8. P.259-279.
OECD Benchmark Definition of Foreign Direct Investment. Paris: OECD Publishing. 2008. 250 p.
OECD FDI Regulatory Restrictiveness Index // OECD. URL: www.oecd.org/investment/index (15.04.2013)
Palazuelos E. The role of transnational companies as oil suppliers to the United States // Energy Policy. 2010. No.38. P. 4064–4075.
Report of working party on the accession of the Russian Federation to the World Trade Organization. 2011. P.426 // WTO. URL: www.wto.ru/ru/content/documents/.../ReportOfTheWorkingPartyRus.doc (01.04.2013)
Russian Roulette. Current Investment Risk in Russia. N.Y.: Committee for Russian Economic Freedom. 2010. 15 p. // URL: http://www.scribd.com/doc/25778254/Russian-Roulette-Current-Investment-Risks-in-Russia-January-2010 (01.04.2013)
Schneider F., Frey B. Economic and Political Determinants of Foreign Direct Investment // World Development. 1985. No. 13(2). P. 161-175.
Structure Data for the U.S. Offices of Foreign Banking Organizations //Federal Reserve System. URL: http://www.federalreserve.gov/releases/iba/201209/bycntry.htm (25.03.2013)
Tax Rates HM Revenue & Customs // HM Revenue & Customs. URL: http://www.hmrc.gov.uk/rates/corp.html (25.03.2013)
Transparency International // Transparency International. URL: http://www.transparency.org/cpi2011/results (15.03.2013)
Tsai P. Determinants of Foreign Direct Investment and its Impact on Economic Growth // Journal of Economic Development. 1994. No. 19(1). P. 137-163.
Tschoegl A.E. Who owns the major US subsidiaries of foreign banks? // Journal of International Financial Markets, Institutions and Money. 2004. No.3. P.255-266.
Turner L., Stopford J.M. Britain and the multinationals. Chichester and N.Y.: John Wiley. 1985. 381 p.
U.S.-UK relations at the start of the 21st century / Ed. by J.D.McCausland, D.T.Stuart. –Washington, D.C. Strategic Studies Institute, 2006. 215 p.
UK FDI Fact Sheet. Washington: United States of America Department of Commerce, 2011. 1 p.
UK Trade and Investment. Overseas Business Risk report for Russia. 2012 // UK Trade & Investment. URL: http://www.ukti.gov.uk/pt_pt/export/countries/europe/easterneurope/russia/premiumcontent/107494.html?null (21.03.2013)
UK Trade&Investment. Doing Business in Russia // UK Trade & Investment. URL: http://www.russia.doingbusinessguide.co.uk/the-guide/researching-the-market.aspx (12.03.2013)
United Kingdom Bribery Act 2010.
Walsh J.P., Yu J. Determinants of Foreign Direct Investment: A Sectorial and Institutional Approach // IMF Working Paper. 2010. No. 187. 27 p.
Wheeler D., Mody A. International investment location decisions. The case of US firms // Journal of International Economics. 1992. No.33. P.57-76.
World Development Indicators. Foreign Direct Investment Outflows by country // World Bank Statistical Database. URL: http://data.worldbank.org/ (31.03.2012)
World Investment Report 2008. N.Y. and Geneva: UNCTAD, 2008. 411 p.
World Investment Report 2009. N.Y. and Geneva: UNCTAD, 2009. 314 p.
World Investment Report 2011. N.Y. and Geneva: UNCTAD, 2011. 251 p.
World Investment Report 2012. Country Fact Sheet: United Kingdom. N.Y.: UNCTAD, 2012. 3 p.
World Investment Report 2012. N.Y. and Geneva: UNCTAD, 2012. 239 p.
Приложение






