Глава 1 Характеристика музыкальных способностей

Глава 1 Характеристика музыкальных способностей

Б.М.Теплов четко опеределил свою позицию в вопросе о рожденности музыкальных способностей.Опираясь на работы выдающегося физиолга И.П.Павлова,он признавал врожденными свойства нервной системы человека,но не рассматривал их как наследственные(ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течении ряда лет после рождения).Врожденные свойства нервной системы Б.М.Теплов отделяет от психических свойств человека.Он подчеркивает,что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические оссобенности,т.е.задатки,которые лежат в основе развития способностей.

Способности Б.М.Теплов определяет как индивидуально–психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, обьединение в понятие музыкальность. Музыкальность, как пишет Б.М.Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности(но не только в ней).

Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность. Б.М.Т    еплов подчеркивает,что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей-общих и специальных.Б.М.Теплов признает врожденными некоторые особенности,предрасположения человека,задатки.Способность по самому своему существу есть понятие динамическое.Она существует только в движении,только в развитии.Способности зависят от врожденных задатков,но развиваются в процессе воспитания и обучения.

• Ладовое чувство

Это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада(имеющие определенную высоту).Устойчиво звучат основные ступени лада(первая, третья и пятая),и особенно тоника(первая).Эти звуки образуют основу лада, его опору. Ладовое чувство- это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными(при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку(центра музыкальности). Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание.Б.М.Теплов называет его перцептивным,эмоциональным компонентом музыкального слуха.Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии,определении,закончилась или не закончилась мелодия,в чувствительности к точности интонации,ладовой окраске звуков.

• Музыкально-слуховые представления

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо имеет слуховые представления того, как движутся звуки мелодий -вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т.е иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного(и ритмического)движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным,музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха.Внутренний слух-это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки,а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.Таким образом,музыкально-слуховые представления-это способность,проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий.Оно называется слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

• Чувство ритма

Это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма,как и ладовое чувство,составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.Активный,действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.Таким образом,чувство ритма-это способность активно(двигательно)переживать музыку,чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Структура музыкальности по Б.М.Теплову

Б.М.Теплов определяет музыкальность как"...тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельностью".

Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.(Б.М.Теплов).

Музыкальные способности

1.Общие музыкальные способности: богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, внимание, волевые особенности т.е то, что относится к процессам и свойствам личности к переживаниям эстетического характера.

2.Специальные музыкальные способности: качественное своеобразие специальных способностей необходимых для внимания любого вида музыкальной деятельности.

Характеристика музыкального развития детей по Ветлугиной

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: эмоциональное чувство и слуховое представление.

Основные музыкальные способности:

1.восприятие высоты звука

2.восприятие длительности звука

3.восприятие тембра звука

4.восприятие динамики звука


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: