Формирование музыкальных-слуховых представлений средствами вокальной деятельности

Формирование музыкальных-слуховых представлений средствами вокальной деятельности

На занятиях с подготовительными группами большое внимание уделяется слушанию музыки.Цель этого – вызвать живой интерес к музыке, научить детей вслушиваться в неё и размышлять о прослушанном, осознавая отдельные средства выразительности. Кроме того, слушание музыки развивает эмоциональность восприятия, слуховое внимание и, в конечном итоге, музыкальная память.При отборе пьес для слушания желательно придерживаться известных методических принципов: «от простого к сложному» и «от конкретного к абстрактному». Поэтому произведения для слушания выбираются небольшие по объему, по содержанию – близкие жизненному опыту детей. Это сочинения, в которых воссоздаются сцены детской жизни, действуют герои любимых сказок и т.п.

Начальной формой приобщения к музыке могут быть аудиозаписи музыкальных сказок народных песен, которые предлагаются детям для домашнего прослушивания.Внимание детей обращается на то, что музыка разговаривает на своем языке, своими средствами (мелодия, темп, регистры, ритм и т.д.). Не все эти термины в начале объясняются или даже называются, но основная мысль о единстве содержания и формы произведений поясняется в доступной форме. Ребенок начинает понимать, что печаль выражается тихим звучанием, медленным темпом, грустной, выразительной интонацией мелодии.

Д.Б. Кабалевский писал: «Слушание музыки – это внимательное вслушивание».

Поэтому перед исполнением программных пьес целесообразно создать «проблемную ситуацию», т.е. задавать вопросы, на которые дети смогут ответить лишь в том случае, если будут внимательно слушать.При обсуждении характера музыки целесообразно предлагать детям на выбор несколько контрастных эпитетов: веселая, радостная, светлая, торжественная или грустная, печальная, жалобная и др.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Для активизации музыкально-слуховых представлений важна связь с восприятием только что звучавшей мелодии. Кроме того, поскольку движения способствуют запоминанию мелодии, их можно использовать для развития музыкально-слуховых представлений- внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движений рук. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате "бессчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой- вырабатываются музыкально-слуховые представления".

Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для старшего дошкольного возраста чаще всего являются фа-до2. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

К старшему дошкольному возрасту дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. Старшие дошкольники должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.

Роль воспитателя

Воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенно- применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагог должен понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.

Воспитатель обязан:

-развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях(на прогулке, утренней гимнастике, занятиях),содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх

-развивать музыкальный слух, чувство ритма в процессе проведения музыкально-дидактических игр.

-углублять музыкальные впечатления детей путем слушания музыки в аудиозаписи.

-знать все программные требования по музыкальному воспитанию,весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях

-проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание,используя все формы работы: пение,слушание,музыкально-ритмические движения,игра на музыкальных инструментах.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы,музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.Особенно важно учавствовать воспитателю в работе с младшими группами,где ему принадлежит главная роль в игре,пляске,песне.Чем младше дети,тем активнее приходится быть воспитателю-оказывать помощь ребенку,следить чтобы дети были внимательны,наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.Встаршей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности,но все же,помощь воспитателя необходима.

Опыт работы

Науменко Татьяна Юрьевна-музыкальный руководитель.

Образование средне специальное.Стаж работы 5 лет.

ДОУ №33 Лазурненский детский сад Березка.Город Челябинск.

Главной целью своей работы для Татьяны Юрьевной с дошкольниками считаю развитие звуковысотного слуха, воспитание вокальных навыков и чувства ритма, а также умение петь в движении.

В широком круге проблем музыкального воспитания одна, достаточно важная – научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, потому что через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение является одним из самых доступных и близких видов исполнительской деятельности. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой национального русского исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.

Опыт работы Татьяны Юрьевны с дошкольниками охватывает период с 2005 – 2010 год. Начиная с первой младшей группы до подготовительной к школе группы. На протяжении всего времени отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время, это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, а также имея собственный опыт работы хормейстера в самодеятельном народном хоре, пытаюсь выстроить собственную систему формирования певческих навыков детей дошкольного возраста, опирающуюся на русскую народную песенную традицию.

Татьяна Юрьевна пришла работать в ДОУ в качестве музыкального руководителя мной были выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства, нет ансамблевого строя, навыков хорового пения у детей старшей и подготовительной группы.Чтобы добиться положительных результатов в развитии певческих навыков детей были сформулированы следующие задачи:

1) достижение выравнивания звучания детского голоса,

естественного лёгкого пения, чистоты и полётности детского голоса;

2) развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования;

3) достижение искренности исполнения дошкольниками песен, их

умения раскрыть художественный образ песни, формирование у

детей музыкально-эстетических эмоций;

4) усвоение навыков хорового пения;

5) развитие детского песенного творчества

Подбор репертуара - это, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Понимая, какая огромная ответственность лежит на музыкальном руководителе за выбор песенного материала, было обращено внимание к народной музыке, как «к роднику, который питает всю музыкальную классику». Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный фольклорный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь народные песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

• После подбора репертуара первое, с чего начинается вокально-хоровая работа, это воспитание слухового внимания детей во время знакомства с новым музыкальным произведением.

• Следующий этап – показ песни. Его задача – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

• После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

• Заключительный этап работы – собственно разучивание песни. В обычном понимании (запоминание мелодии и текста) процедура

• «разучивания» - самый неблагоприятный и даже опасный для детского голоса этап. Поэтому необходимо стараться свести его к минимуму, чтобы сберечь время для полноценной вокально-художественной работы. Практика показала, что очень полезна длительная и упорная вокальная работа над небольшим количеством отобранных песен. Многократное и всё более совершенное исполнение одного и того же вокального материала создаёт благоприятные условия для тренировки голосового органа, для совершенствования певческих навыков ребёнка. Очень часто при разучивании применяется приём дробления песни на части с последующим соединением усвоенных порознь элементов, когда включаются уже все средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки и т. п.).

Работа с детьми проводится с привлечением родителей, которые присутствуют на занятиях, принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды.

Также Татьяна Юрьевна предлагает диагностические задания(для детей сташего дошкольного возраста):

1. Задание №1.Цель: определить уровень развития ладового чувства.Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до конца (до тоники).Репертуар: «Жил-был у бабушки серенький козлик».

2. Задание №2.Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепиано или металлофоне.Репертуар «Петушок».

3. Задание №3.Цель: выявить уровень развития чувства ритма.Музыкальный руководитель играет попевку на металлофоне или фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».

4. Задание №4.Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;П.И.Чайковский «Полька»;«Во поле береза стояла».Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:Произведение какого жанра прозвучало?Что можно под него исполнять?

5. Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.Музыкальный руководитель предлагает ребенку поговорить с ним, только на музыкальном языке.Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:Муз. рук.: Как тебя зовут?Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.Муз. рук.: Какое у тебя настроение?Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.

6. Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

7. «Весело – грустно»Цель. Развивать у детей представление о характере музыки (веселая – спокойная – грустная).Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.Методика проведения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.На следующем занятии дети прослушивают незнакомую пьесу, заранее зная об этом. Они определяют ее настроение и придумывают название, поясняя при этом свои действия. Остальные дополняют ответ, выражая свои чувства. Затем дети выполняют следующие задачи: с помощью пособия определяют характер незнакомой пьесы и передают его в движении. После, по желанию дети индивидуально сочиняют колыбельную мелодию на слова: «Спят и травы и цветы, баю, баю, спи и ты». Дети пробуют импровизировать на музыкальных инструментах.Музыкальный репертуар. «Три настроения» Г. Левкодимова.

Заключение

Поставленные цели и задачи достигнуты в ходе работы.Цель моей работы была в формировании музыкально-слуховых представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами вокальной деятельности.У детей в первую очередь формировались музыкальные способности,а именно ладовое чувство,музыкально-слуховые представления и чувство ритма.Каждое это способность формировалось по принципам.Ладовое чувство(восприятие музыки),музыкально-слуховые представления(пение,слушанье,исполнение),чувство ритма(движения в танце).

И все эти способности развиваются в музыкальной деятельности.

Музыкально-слуховые представления сформировываются через пение,слушанье и исполнение песен.Дети старшего дошкольного возраста хорошо воспринимают музыку, могут сказать композиторов,темп музыки,ритм,настроение музыки.

Многие исследователи создали теории о музыке и музыкальных способностях,каждое из которых очень схожы друг с другом.

Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая и нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Список лит-ры 25 шт.

Список литературы:

1.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

2.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988.

3.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

4.Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». – М., «Просвещение», 1981.

5. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь». – М., «Музыка», 1973.

6. «Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет»; сост. Г.М. Орлова, С.И. Бекина. -М: «Просвещение»,1988г.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: