Музыкальное развитие дошкольников

Музыкальное развитие дошкольников

Музыкальное развитие-это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.Развитие происходит:

1)в области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям.

2)в области ощущения,восприятия и слуха - от отдельных различений музыкальных звуков к целостному,осознанному и активному восприятию музыки

3)в области проявлений отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам,потребностям,к первым проявлениям музыкального вкуса

4)в области исполнительской деятельности - от действий по показу,подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

В Первый год жизни у детей рано появляется слуховая чувствительность, у малыша на 1-12 день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу. К 4-5 месяцам отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. К концу первого года жизни малыш, слушая песни взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Второй год жизни слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание даже тембровую окраску. Он овладевает простейшими движениями:хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.

Пятый год жизни он характеризуется активной любознательностью детей. Ребенок становится более наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие; тихие в пьесе части(одна быстрая, а другая медленная),на каком инструменте играют мелодию(рояль, скрипка, баян).Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Шестой и седьмой год жизни этот период подготовки ребят к школе. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.Ребенок может выделить музыкальный язык и учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Контроль и диагностика по Радыновой

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок(особенно в первые годы жизни).Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Диагностика может проводиться педагогом в течении нескольких занятий. Некоторые занятия дети выполняют небольшими группами, другие - индивидуально. Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма(Б.М.Теплов).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: