Вопрос №3. Источники правового регулирования маркетинговой деятельности
Принципы маркетингового права
1. свобода экономической деятельности
2. государственное регулирование рыночных отношений
3. единое экономическое пространство
4. многообразие форм собственности, их юридическое равенство и равная защита
5. поддержка добросовестной конкуренции и недопустимость маркетинговой деятельности, направленной на монополизацию рынка
6. свобода маркетингового договора
7. приоритет запросов и прав потребителей
Первый уровень законодательства – Конституционный.
В России существуют конституционные гарантии ведения предпринимательской деятельности:
1. 1. Равенство всех форм собственности
2. 2. Наличие конкуренции
3. 3. Свобода экономического пространства.
4. 4. Равенство перед законом, как предпринимателя, так и государства,
5. 5. Принцип свободы договора
Второй уровень законодательства - Кодексы и законы:
Гражданский кодекс РФ; Федеральные законы:
|
|
- отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями (Закон РФ «О защите прав потребителей»);
- вопросы сбыта (ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд, ФЗ «О лизинге»
- отношения, возникающие в сфере маркетинговой политики («О техническом регулировании»)
- ценообразование (ФЗ «О гос. Регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»
- конкурентные отношения в сфере маркетинга (ФЗ «О защите конкуренции)
- маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации (Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»)
- продвижение продукции (Закон «О рекламе»)
- правовое обеспечение маркетинга в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей и сферой предпринимательства (Закон «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговли», «О банках и банковской деятельности», «О страховании, «Об основах туристской деятельности в РФ».
Третий уровень законодательства – указы президента, постановление правительства, ведомственные нормативные акты.
Четвертый уровень - Корпоративные (локальные) нормативные акты.
Пятый уровень - Обычаи делового оборота
Отдельный пункт - Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (Устав ООН, декларации и резолюции, решения Международного суда, Парижская Конвенция по охране промышленной собственности, Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» и др.
Маркетинговые правоотношения - это волевые урегулированные нормами маркетингового права и находящиеся под охраной государства общественные отношения. Они возникают между субъектами маркетинга в процессе осуществления маркетинговой деятельности, а также вследствие государственного воздействия на субъектов рынка.
|
|
В зависимости от сферы возникновения:
- Правоотношения внешней среды предприятия
- Правоотношения внутренней среды предприятия. Признаки маркетинговых правоотношений:
1. наличие специального субъекта – участника маркетинговой деятельности
2. наличие специальных объектов
3. опосредованность через маркетинговые правоотношения экономической политики государства, особенность порядка и способов защиты прав участников маркетинговой деятельности;
4. тесная связь маркетинговых правоотношений с требованиями социально-этического маркетинга.
Субъекты: российские и иностранные граждане и ЮЛ, лица без гражданства, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
Субъектный состав маркетинговых правоотношений можно дифференцировать на несколько групп:
1. потребители
2. производители
3. посредники
4. маркетинговые фирмы
5. средства массовой информации;
6. маркетинговые союзы и ассоциации
7. органы власти, осуществляющие функции государственного регулирования маркетинговой деятельности