Направления воздействия права на маркетинговую деятельность:
1) определяет статус субъекта маркетинговой деятельности;
2) определяет права и обязанности субъекта маркетинговой деятельности;
3) определяет юридическую ответственность
4) определяет возможности использования маркетингового инструментария;
5) регулирует взаимоотношения субъекта с другими участниками рыночной деятельности, в т. ч. с государством;
6) определяет порядок управления, организации, получения информации, применения комплекса маркетинга в рамках внутренней среды.
Вопрос №2. Понятие и содержание маркетингового права
Российское маркетинговое право - специализированная комплексная отрасль права, регулирующая тесно связанные между собой вертикальные и горизонтальные отношения, возникающие в сфере маркетинга, то есть отношения в сфере маркетинговых исследований, продвижения продукции, товарной политики, ценообразования, сбыта и другие,складывающиеся в процессе производственно-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.
|
|
маркетинговое право -система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе маркетинговой практики.
Предмет маркетингового права – комплекс общественных отношений, связанных с различными направлениями маркетинговой деятельности, в.т.ч. маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения и маркетинговые исследования и возникающие у организаций и ИП иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию маркетинга в интересах государства и общества.
Т.е. 3 группы отношений:
1. маркетинговые отношения
2. некоммерческие отношения
3. вертикальные отношения между государством и субъектами маркетинговой деятельности
специфические элементы маркетинга:
- комплексное изучение рынка и использование различных инструментов маркетинговой деятельности;
- планирование товарного ассортимента;
- формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта;
- планирование сбытовых операций;
- управление товародвижением;
- организация до- и послепродажного обслуживания покупателей;
- формирование ценовой политики.
Отраслевые методы маркетингового права:
- ориентация производства на эффективное удовлетворение запросов конкретных потребителей;
- ориентация предпринимательской деятельности и товарной политики на перспективу и направленность на долговременный практический результат;
- учет спроса и предложения при регулировании цен;
- учет маркетингового анализа и воздействия, включая методики сегментации рынков, способы позиционирования фирмы и товара на рынке, оценку конкурентоспособности товара и др.;
|
|
- учет маркетинговых экспериментов и экспертных оценок;
- учет многовариантности, децентрализации и комплексности действий в сфере маркетинга;
- учет социально-этических маркетинговых проблем, связанных с новыми глобальными проблемами человечества ва;
- свободная конкуренция как основа маркетинга и т.д.
Основополагающими правовыми институтами российского маркетингового права, также носящими комплексный характер, являются: правовое регулирование маркетинговых исследований, получения, использования и распространения маркетинговой информации; правовое регулирование маркетинговых коммуникаций; правовое регулирование товарной политики в маркетинге; правовое регулирование рыночного ценообразования как категории маркетинга; правовое обеспечение функционирования коридоров товародвижения; правовое регулирование защиты прав потребителей в области маркетинга; правовое регулирование конкуренции как фактора маркетинговой среды; правовое обеспечение организации и управления маркетингом на предприятии; договорные отношения субъектов маркетинговой деятельности; ответственность за нарушение маркетингового законодательства и др.