double arrow

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности


Порядок составления аудиторского заключения.

Основные направления проведения аудиторской проверки.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности.

2. Основное содержание “Временных правил аудиторской деятельности РФ”.

Регулирование предполагает процесс установления определенных критериев, нормативов, границ. Аудиторская деятельность в РФ регулируется со стороны государства и со стороны профессиональных объединений, союзов. Государство в целях обеспечения стабильности в стране заботится о достаточном уровне достоверности информации. Предоставляемой экономическими субъектами. При этом учитывается, что эта информация является основой для принятия важнейших экономических решений.

Профессиональные объединения, участвуя в регулировании аудиторской деятельности, заботятся о повышении статуса аудитора и повышении уровня аудита в целом. Регулирование происходит на двух уровнях: законодательные акты и законы и аудиторский стандарт.

Основным документом, регламентирующим аудит на первом уровне в настоящее время является указ Президента РФ № 2263 от 22.12.93 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”. Этим указом были утверждены и введены в действие “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”. Временными правила именуются в связи с тем, что должны действовать до момента принятия закона об аудите.




В этом документе даны основные понятия аудита, цель, права и обязанности аудиторов, порядок их лицензирования и аттестации, форма аудиторского заключения.

Организация государственного регулирования осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Под ее руководством разрабатываются основные документы по аудиту, в частности, 09 февраля 1996 года Протоколом № 1 утвержден и введен в действие “Порядок составления аудиторского заключения”. Этот документ можно рассматривать в качестве прототипа первого российского аудиторского стандарта. В настоящее время аудиторские стандарты также закреплены в Протоколе № 6 от 25декабря 1996 года.

Правительство РФ определяет порядок лицензирования и аттестации аудиторов, а также перечень предприятий, которые должны проходить ежегодный обязательный аудит. Профессиональные объединения аудиторов принимают участие в обсуждениях аудиторских стандартов, разрабатывают кодекс этики аудитора.

Основное содержание “Временных правил аудиторской деятельности РФ”

Под аудиторской деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности аудиторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно—расчетной документации, налоговых деклараций, а также других документов с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности, а равно совершаемых хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству.



Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательная аудиторская проверка проводится только в случаях прямо установленных законодательным актом или если предприятие подпадает хотя под один из критериев обязательного аудита, установленного Постановлением Правительства РФ. Обязательным может быть аудит и в случае если на его проведение дано специальное поручение государственного органа (напр. Арбитражный суд).

Инициативный аудит проводится на добровольной основе по решению учредителей, собственников или руководства предприятия.

За уклонение от обязательного аудита предусмотрена система санкций. На предприятие налагается штраф в размере от 100 до 500 минимальных оплат труда и на руководителя — в размере от 50 до 100 минимальных оплат труда.

Аудиторской деятельностью разрешено заниматься как частным аудиторам, так и аудиторским фирмам. При этом аудиторская фирма может иметь любую организационно правовую форму собственности (в том числе с участием иностранного капитала), кроме ОАО, поскольку может быть нарушен принцип независимости.



Для занятия аудиторской деятельностью необходимо пройти аттестацию. К аттестации допускаются лица, имеющие:

1) высшее экономическое или юридическое образование (среднее специальное — на переходный период);

2) стаж практической работы — не менее 3 лет из последних пяти лет в следующих должностях:

· специалист аудиторской фирмы;

· бухгалтер;

· экономист;

· ревизор;

· руководитель предприятия;

· научный работник;

· преподаватель по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, имеющие судимости за хозяйственно—финансовые преступления. Аттестации проводятся в специальных учебных центрах, которые должны иметь специальную образовательную лицензию. Программы аттестации (аудиторов банков; аудиторов в области аудта бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, и аудиторов в области общего аудита) опубликованы и едины на всей территории РФ. В соответствии с программой аттестуемый в течение 2 дней должен сдать экзамены по 5 дисциплинам, в том числе по бухгалтерскому учету, аудиту, анализу финансово—хозяйственной деятельности, налоговому и хозяйственному праву. Первый день — тестирование по 5 дисциплинам (нужно набрать 86 баллов), второй день — письменный экзамен продолжительностью 4 академических часа. Итог должен составлять не менее 186 баллов. Лица, прошедшие аттестацию получают квалификационный аттестат единого образца. Аудиторы, получившие квалификационные аттестаты, могут работать в должности аудиторов в составе аудиторской фирмы, либо самостоятельно, после получения соответствующей лицензией. Сбор за выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности сроком на один год с аудиторов и аудиторских фирм установлен соответственно в 30—кратном и 150—кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда (на дату подачи заявления). При выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора за ее выдачу пропорционально увеличивается.

Аудиторская деятельность является исключительным видом деятельности, т.е. ее нельзя совмещать ни с каким другим видом коммерческой деятельности. Аудитор имеет право на осуществление преподавательской либо научной деятельности.

Для получения лицензии аудиторская фирма должна иметь в штате минимум одного аттестованного аудитора. Доля аудиторов в уставном капитале аудиторской фирмы должна составлять не менее 51 процента, тем самым обеспечивая соблюдение принципа независимости аудита. Аудиторы могут заниматься следующими видами услуг:

1) подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности;

2) постановка учета на предприятии;

3) восстановление учета;

4) ведение учета;

5) консультирование по различным вопросам;

6) составление деклараций, расчетов;

7) анализ финансового состояния предприятия и оценка его активов;

8) обучение;

9) иные виды услуг, сопутствующие аудиту (издание специальной литературы).

При оказании аудиторских услуг аудитору запрещено использовать полученную при аудите информацию в интересах третьих лиц, предпринимательских целях, т.е. полученная информация является строго конфиденциальной. Однако, следственные органы могут поручить аудитору проведение аудиторской проверки при наличии в производстве определенных дел. В этом случае срок проведения и условия оплаты проверки оговариваются органом, поручившим проверку. Поскольку аудит — это форма независимого контроля, то он не может проводиться:

а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) аудиторскими фирмами:

в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта — заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

При проведении аудиторской проверки аудитор имеет право:

1) самостоятельно выбирать формы и методы проверки, исходя из требований законов, условий договора или поручения государственной организации;

2) проверять у экономических субъектов в полном объеме любую документацию по финансово—хозяйственной деятельности; наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей; получать разъяснения по возникшим вопросам; дополнительную информацию, необходимую для аудиторской проверки;

3) получать по письменному запросу необходимую для проверки информацию от третьих лиц;

4) привлекать к проверке других аудиторов и специалистов (с соблюдением принципа независимости и в отношении этих лиц);

5) отказаться от проведения проверки в случае непредоставления необходимых документов, либо необеспечения личной безопасности аудитора и членов его семьи (в случае если проверка проводится по поручению государственных органов).

При проведении аудиторской проверки аудитор обязан:

1) строго руководствоваться и неукоснительно соблюдать требования законодательства;

2) незамедлительно сообщать заказчику о невозможности своего участия в проверке в связи с соответствующими обстоятельствами, а равно о необходимости привлечения к проверке других специалистов;

3) квалифицированно проводить аудиторские проверки и оказывать иные сопутствующие услуги;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в процессе проверки;

5) не разглашать содержание этих документов без согласия заказчика;

Виды лицензий на проведение аудита (4 вида).

1) банковский аудит (лицензиар — ЦБ РФ);

2) аудит страховых организаций (лицензиар — Минфин РФ, Департамент страхового надзора);

3) аудит бирж, инвестиционных компаний, внебюджетных фондов (лицензиар — Минфин РФ);

4) общий аудит, т.е. аудит иных экономических субъектов (лицензиар — Минфин РФ).

Для проведения лицензирования аудиторской деятельности на основании генеральной лицензии Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно—лицензионные аудиторские комиссии (далее именуются — центральные комиссии) с соответствующими рабочими аппаратами.

Лицензии могут быть аннулированы в случае:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово—хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

Сведения обо всех аудиторских фирмах и аудиторах, получивших лицензию, вносится в публикуемый государственный реестр.







Сейчас читают про: