На основании закона Гука при сдвиге имеем

τ = = Gρdυ/dz. (3)

Как видим, при кручении деформации сдвига и касательные напряжения прямо пропорциональны расстоянию от центра тяжести сечения.

Эпюра касательных напряжений по поперечному сечению стержня представлена на рис. 7 справа.

В центре тяжести круглого сечения касательные напряжения равны нулю. Наибольшие касательные напряжения будут в точ­ках сечения, расположенных у поверхности стержня.

Зная закон распределения касательных напряжений, легко определить их из условия, что крутящий момент в сечении пред­ставляет собой равнодействующий момент касательных напря­жений в сечении:

, (4)

где τρdA — элементарный крутящиймомент внутренних сил, действующих на площадке dА.

Подставив в (4) значение напряженийиз формулы (3), получим

. (5)

Имея в виду,что

, (6)

где Ip — полярный момент инерции сечения, получим

dυ/dz=T/(GIp). (7)

Подставляя значение dυ/dz в формулу (3), имеем

τ=Tρ/Ip. (8)

В частном случае, когдана стержень действует один внеш­ний скручивающий момент Те, (рис. 9), из условия равновесия отсеченной части стержня получим Т=Те.

Таким образом, окончательная формула для определения касательных напряжений при кручении имеет вид

τ=Tρ/Ip

Как видно из этой формулы, в точках, одинаково удаленных от центра сечения, напряжения τ одинаковы.

Наибольшие напряжения в точках у контура сечения

τmax =Tr/Ip=T/Wp, (9)

где

Wp=Ip/r.

Геометрическая характеристика Wp называется полярным моментом сопротивления или моментом сопротивления при кру­чении.

Рисунок 9

Для круглого сплошного сечения

Wp=Ip/r=(πd4)/(32d/2)=πd3/16≈0,2d3. (10)

Для кольцевого сечения

Wp=2Ip/D=[π(D4–d4)]/(16D)=(πD3/16)(1–c4) ≈0,2D3(1–c4),

где с=d/D.

Условие статической прочности вала при крученииимеет вид

τmax=T/Wp≤ [τ]. (11)

Здесь [τ] — допускаемое касательное напряжение.

При действии статической нагрузки принимают (без учета концентрации напряжений и других факторов, снижающих про­чность) [τ] =(0,5÷0,6) [σ]. Кроме проверки прочности по этой формуле можно также подбирать диаметр вала или определять допускаемый крутящий момент при известных остальных величинах.

Допускаемый из условия прочности крутящий момент опре­деляют по формуле

[T]=Wp[τ]. (12)

При кручении во всех точках стержня, кроме точек его оси (в которых вообще не возникает напряжений), имеет место двухосное напряженное состояние — чистый сдвиг. При кручении материал у поверхности стержня напряжен силь­нее, чем материал, расположенный ближе к оси стержня. Таким образом, напряженное состояние является неоднородным. Если же скручивать тонкостенную трубу, то можно считать, что практически во всех точках ее стенки возникают одинаковые напряжения, т. е. в этом случае напряженное состояние будет однородным. Опыты с кручением таких труб используют обычно для изучения чистого сдвигаи, в частности, для установления предела текучести при сдвиге τy.

3. ДЕФОРМАЦИИИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРИ КРУЧЕНИИ ВАЛОВ

Для вычисления деформаций валапри кручениивоспользу­емся формулой(5):

dυ=Tdz/(GIp). ( 13 )

Деформациявала на длине z (взаимный угол поворота сечений ) равна

. (14)

Если крутящиймомент и величина GIp,называемая жестко­стью вала при кручении, постояннына всемучастке интегриро­вания, то

υ=Tz/(GIp). (15)

Аналогично, для вала длиной l получим

υ=Tl/(GIp). ( 16 )

Эта формула по своей структуре аналогична формуле для определения деформаций при растяжении — сжатии.

Угол закручивания, приходящийся на единицу длины,назы­вают относительным углом закручивания. Он равен

=υ/l=T/(GIp). (17)

Для обеспечения требуемой жесткости вала необходимо, чтобы наибольший относительный угол закручивания не превос­ходил допускаемого, т. е.

=T/(GIp)≤. (18)

Эта формула выражает условие жесткости вала при круче­нии, В этой формуле — допускаемый относительный угол закручивания в радианах на единицу длины вала.

В большинстве случаев допускаемыйотносительный угол закручивания задают в градусах на 1 м длины, тогдавзамен формулы (18) получим

(19)

Угол выбирают в зависимости от назначения вала и его размеров. Для валов средних размеров в «Справочнике машиностроителя» рекомендуется принимать допускаемый угол закру­чивания равным 0.5° на 1 м длины.

Из условия (19) можно определить диаметр вала по за­данной жесткости. Имея в виду, что Ip 0.1d4, получаем

. (20)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: