Население
Центральный район — самая густозаселенная часть Российской Федерации. Территория — 486 тыс. км2 (2,9"/) территории страны); население — 29,9 млн. человек (1996 г.), что составляет около 20% населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения — свыше 60 чел. на км2 Наиболее плотно заселена Московская область).
Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Город Москва — столица России — крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация — около 12 млн. человек). На территории Центрального района — более 250 городов. Масштабы развития промышленности обусловливают существенное преобладаниегородского населения — 83%.
Это высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируетсяна выпуске сложной инематериалоемкой продукции,требующей квалифицированного туда и научных разработок.
Главные отрасли специализации. —многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.
|
|
Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средствсвязи (это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой).
Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов); Ликино -Дулево (автобусы). Строится новый заводпо выпуску автобусов под Москвой (Голицыне) при участии фирм ФРГ. Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.). Муроме (Владимирская обл.). Вагоностроение — Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний Волочек вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны).Речное судостроение и судоремонт — Москва, Рыбинск, Кострома, сельскохозяйственное машиностроение представленов Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверскаяобл.), Рязани, Туле, тракторный завод размещаетсяво Владимире.
Центральному району принадлежит ведущееместо в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир. Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москва Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других регионов.
|
|
Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) — Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрении - Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.
Текстильная промышленность -- старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одно и из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис. Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размешены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.
Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехова-Район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специальногообразования, по подготовке и переквалификации кадров.
Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась is последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).
Центральный экономический район занимаетпервое место в РФ по производству электроэнергии (более 18%).Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях или торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Конаковская московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. Действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако - все эти станции не удовлетворяют полностью потребности района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья.
Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также, расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.
Агропромышленный комплекс Центрального района из крупнейших вРФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности.
Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере — значительны посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.
Транспорт. Территориальная структура транспорт Центрального экономического района — радиально-кольцевая. Ядро — Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта.
Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.
2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН