Материальные, информационные потоки

План

Тема 2. Задачи и функции логистики. Логистические потоки, операции и системы

Эффективность применения логистики, связь с маркетингом

По данным Европейской логистической ассоциации применение логистики позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов от 30 до 70%.

Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит с маркетингом.

Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно- хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.

Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.

Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижением на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированном на существующий спрос.

1.Материальные, информационные потоки.

2.Логистические операции с материальными и информационными потоками.

3.Методологические принципы формирования и функционирования логистических систем.

Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в пройццессе приложения к ним различных логистических опера­ций и отнесенные к временному интервалу.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

- отношение к логистической системе;

- натурально-вещественный состав потока;

- количество образующих поток грузов;

- удельный вес образующего поток груза;

- степень совместимости грузов;

- консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный ноток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оп­товой торговли его можно определить, сложив материаль­ные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

Массовым считается поток, возникающий в про­цессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совме­щения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуток между круп­ными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материаль­ные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное ис­пользование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. При­мером тяжеловесного потока могут служить рассматривае­мые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не по­зволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 - например, табачные изделия в процес­се транспортировки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые мате­риальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в кон­тейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) - как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это мо­гут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы - грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с на­ливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.

Выделяют следующие основные параметры материальных потоков:

- Скорость

- Начальная, конечная и промежуточные точки движения

- Траектория

- Плотность

- Интенсивность

- Мощность

Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в бумажной и электронной формах. Выделяют следующие информационные потоки:

- по направлению движения: горизонтальный и вертикальный;

- по отношению к системе: внутренний, внешний, связующий (входной и выходной).

- по времени функционирования: стационарные, периодические (с жесткими ограничениями времени передачи), оперативные (обеспечивающие связь абонентов в диалоговом режиме);

- в зависимости от назначения: директивные, нормативно-справочные, отчетные, вспомогательные.

По отношению к материальному потоку выделяют

- опережающий информационный поток во встречном направлении (сведения о заказе);

- опережающий информационный поток в прямом направлении (уведомление о прибытии груза);

- одновременный информационный поток в прямом направлении (сведения о количественных и качественных параметрах материального потока – сопровождающие документы);

- запаздывающий информационный поток во встречном направлении (претензии, подтверждения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: