Классификация деловых культур по Триандису
Классификация деловых культур по Льюису
Классификация деловых культур по Льюису
Одна из попыток классификации культур на основе комплексной системы показателей, влияющих на деловое поведение, принадлежит Р. Льюису (1981 г.) (табл. 4.3).
Он выделил три типа культур:
1. Моноактивные культуры. Их представители ориентированы на задачи. Они активно занимаются планированием жизни и не делают несколько дел в одно и то же время (каждому делу уделяется определенный отрезок времени). В эту группу входят немцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, скандинавы (за исключением финнов).
2. Полиактивные культуры. Представители данной культуры ориентированы на людей. Они общительны, спонтанно активны, делают несколько дел сразу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут делать то, что нравится в данный момент, что кажется важным. Это испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы.
|
|
3. Реактивные культуры. Характерная черта этого типа культуры — придание большой значимости вежливости, умению слушать. Ее типичные представители — японцы, китайцы, финны.
Таблица 4.3.
Характеристика | Культура | ||
моноактивная | полиактивная | реактивная | |
Типичные представители культуры | немцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, скандинавы (кроме финнов) | испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы | японцы, китайцы, финны |
Степень открытости | интроверты | экстраверты | интроверты |
Отношение к планированию | Систематическое планирование будущего | Планирование в самых общих чертах | Планирование на общих принципах (сверяются с принципами) |
Отношение к бизнесу | В данным момент заняты одним делом | Выполнение нескольких задач одновременно | Реагируют в соответствии с ситуацией |
Режим рабочего дня | Работают в фиксированное время. Различают рабочее и личное время | Не разделяют рабочее и личное время. Работают в любое время | Сторонники гибкого графика |
Отношение к коррективам | Строго придерживаются планов | Активно меняют планы | Сторонники небольших изменений |
Отношение к фактам | В качестве нормы – строгая приверженность фактам | Подгоняют факты под свои цели | Утверждения носят, как правило, общих характер |
Эмоциональность | Достаточная бесстрастность | Высокая степень эмоциональности | Ненавязчивая забота |
Отношение к работе | Работают в рамках своего подразделения | Не любят ограничивать себя никакими рамками | Характерная черта – функциональная многозадачность |
Делегирование полномочий | Допустимо делегирование компетентным людям | Частая опора на родственников | Дело поручается преданным фирме людям |
Стиль общения | Деловой стиль, коммуникации осуществляются по существу, часто безлично, по телефону | Любят поговорить на отвлеченные темы, могут разговаривать часами | Умело обобщают |
Отношение к собственным ошибкам | Не любят «терять лицо» | Могут вспылить, но и легко извиняются | Не могут «терять лицо» |
Система аргументации в деловом мире | Стараются опираться на логику | Убеждение на эмоциональном уровне | Избегают конфронтации |
Отношение к партнеру в процессе переговоров | Редко перебивают | Часто перебивают | Никогда не перебивают |
К началу 80-х годов XX века было предложено свыше 30 показателей, которые описывают различные аспекты культуры, влияющие на поведение менеджеров. Как показал Х. Триандис, они, несмотря на различия в названиях, в значительной степени перекрывали друг друга. Однако некоторые аспекты оставались неописанньми.
|
|
Именно X. Триандис обратил внимание на различие в типах информационных процессов в различных деловых культурах. В частности, существенную роль в восприятии информации играют социальные характеристики источника и получателя информации (табл. 4.4.).
В этом отношении культуры делятся на те:
· где важнее компетентность партнера в сфере коммуникации;
· где восприятие информации зависит от статуса человека в определенной группе.
В последнем случае существенны происхождения, пол, религия и другие характеристики, определяющие статус индивида в обществе. С введенным разграничением тесно связана постановка вопроса о том, кого можно считать членом группы («инсайдером»), а кого нет. Естественно, информация воспринимается с большим доверием и внутри группы коммуникации намного интенсивнее, чем между ее членами и третьими лицами. Особенности коммуникационного процесса будут также определяться тем, каким образом сформированы группы, их размером. Например, сплоченность подразделений вызывает к жизни эффекты их самостоятельного организационного развития, дифференциации субкультур. В то же время «мягкие» разграничения подразделений способствует созданию сильной корпоративной культуры. Аналогичные процессы наблюдаются в стратегических альянсах. Более того, «мягкость» или «жесткость» способов разграничения может увеличивать или уменьшать легкость смены поставщика или другого бизнес-партнера.
Таблица 4.4.
Критерии классификации культур по восприятию информации
№ п.п | Классификационный признак | Верхняя граница шкалы | Нижняя граница шкалы |
А. Восприятие отправителя информации | |||
Социальный статус | Социальный статус имеет решающее значение | Деловая компетентность имеет решающее значение | |
Принадлежность к группе | «Инсайдер» («Свой») | «Аутсайдер» («Чужой») | |
Размер группы | Значительная численность | Небольшая численность | |
Легкость приема новых членов группы | Стать членом группы легко | Стать членом группы трудно | |
Б. Самовосприятие | |||
Самоуважение | Высокое | Низкое | |
Личный потенциал | Соответствующий решению стоящих задач | Не соответствующий решению стоящих задач | |
Личная активность | Активно действующий в меняющемся мире | Пассивный наблюдатель происходящего |
Понятно, что в этих двух типах культур для выполнения представительских функций менеджеры выбираются на основании различных критериев. В первом случае это индивиды, имеющие репутацию экспертов, а во втором - это авторитетные личности, принадлежащие к определенным группам населения, элите. Так как представительские функции составляют заметную часть работы руководителя, то и карьерные возможности менеджеров будут различаться в этих двух типах культур.
|
|
Вопросы для самопроверки
1. Почему важнейшим критерием классификации деловых культур Льюис выбрал отношение ко времени?