Лекция 12. Типологические основания культуры

34. К. Леонтьев об этапах развития культуры. Будучи по образованию врачом, Леонтьев рассматривал культуру как живой организм, который рождается, проживает свою жизнь и умирает, проходя при этом три этапа: 1) первичная простота; 2) цветущая сложность; 3) вторичное смесительное упрощение. Срок этого процесса ‑ 12 столетий. Соответственно можно выделять молодые, зрелые и перезревшие типы культуры.

Он считал, что религиозные и нравственные критерии нельзя универсальными для сравнительной оценки разных культур, в качестве основы для сравнения можно взять лишь эстетические критерии, которые он считал универсальными, отсюда его эстетизм. Этот подход понятен русскому менталитету, но, в отличие от традиционных подходов, Леонтьев считал, что «чистое добро некрасиво, для гармонии необходимо существование зла», то есть зло оправдано и необходимо. Это вызывало непонимание со стороны современников. Во-вторых, он восхищался стройностью государственной машины, вопреки всеобщему убеждению, что государство и бюрократия есть зло. В-третьих, он ненавидел либерально-эгалитарный прогресс и социализм, сравнивая их с горением, таянием льда и гниением. По его убеждению, идеи уравнительной справедливости, столь важные для социализма, есть явный симптом того, что культура вступает в фазу «вторичного смесительного упрощения» и «старческого маразма», загнивания и смерти. Современники его не поняли, а сегодня Леонтьева называют великим пророком, угадавшим, к чему приведет социализм.

35. Н. Данилевский о культурно-исторических типах. Был противником идеи прогресса, в противовес которой предложил свою концепцию локальных культурно-исторических типов. Согласно его мнению, каждая культура рождается и проживает свою жизнь независимо и почти не взаимодействуя с другими в соответствии с заданием, которое Бог дает народу. Существует четыре типа заданий (религиозное, художественное, политическое и экономическое), причем разным народам дается одно, два, три или четыре задания, в соответствии с этим выделяются культуры одно-, двух-, трех- и четырехоснóвные. Десять культур уже выполнили свои задания (египетская, ассиро-вавилонская, иранская, индийская, китайская, еврейская, греческая, римская, арабская и западно-европейская), две культуры (мексиканская и перуанская) не смогли выполнить свои задания, так как были задушены колонизаторами. Тринадцатая ‑ славяно-российская только начинает выполнение своих четырех заданий. Россия ‑ четырехосновная культура.

36. О. Шпенглер о переходе культуры в цивилизацию. В 1918 году вышел первый том, затем второй том книги Шпенглера «Закат Европы», где он выдвинул схожую теорию о культуре, которая рассматривала культуру как растение, вырастающее из зерна, зародыша, в котором три компонента, три типа души: аполлоновская (гарантирует успехи в искусстве), фаустовская (успехи в науке) и магическая (успехи в развитии религии). Зародыш прорастает в почве в определенном месте и начинается рост культуры, на первом этапе идет активное творчество, реализуется заложенный в зерне потенциал возможностей, культура мягка, изменчива, цветет различными цветами, когда же потенциал исчерпывается, то культура засыхает, затвердевает и надламывается, переходит во вторую фазу ‑ цивилизацию. В это время никакого роста и творчества, только сохранение и использование, пока культура не погибает. Таким образом, культура есть духовно ценностная сторона жизни общества, а цивилизация ‑ организационно-технологическая.

Культура Цивилизация
Ценности Механизмы, способы
Цели и смысл жизни Средства, инструменты
Субъективный, невидимый мир переживаний Объективный, видимый мир
Мифология и символика Наука и практика
Правое полушарие головного мозга Левое полушарие головного мозга
Интуиция, иррациональное Рассудок, рациональное
Творческое воображение Логический ум

37. Принципы типологии культуры. Классификация может быть построена на любых, даже случайных основаниях. Типология должна строиться на сущностных основаниях и быть исчерпывающей. Поэтому, хотя существует множество попыток типологий культур, но их нельзя считать исчерпывающими и окончательными.

В философии истории существуют следующие модели развития общества:

‑ циклическая (традиционно-мифологическая);

‑ регрессивная (Гераклит, Платон);

‑ линейная (Аврелий Августин);

‑ прогрессивная (Д. Вико, А. Тюрго, М. Ж. А. Кондорсе, Г. Лейбниц, Х. Вольф);

‑ центробежная (О. Конт);

‑ спиральная (К. Маркс);

‑ волновая (Н. Д. Кондратьев).

Основные принципы, по которым может быть построена типология культуры:

‑ исторический;

‑ синхронический;

‑ локальный;

‑ синэргетический;

‑ морфологический;

‑ функционально-аксиологический;

‑ динамический.

38. Бинарные и тернарные культуры. Ю. М. Лотман подчеркивал, что бинарные и тернарные культуры по-разному ведут себя в ситуации взрыва. Тернарные (трехчастные) культуры устойчивы, а бинарные (двуполюсные, максималистичные) ‑ неустойчивы. Волею судеб Россия является бинарной культурой, нам свойственен максимализм, неумение держаться разумной середины и умеренности. Истоки бинарности двойственны. Археолог Б. А. Рыбаков полагает, что до принятия христианства на Руси была тернарная система ценностей, а христианство принесло бинаризм, который заимствовало через манихейство и гностицизм от иранского зороастризма, где возникла непримиримая оппозиция верховных богов Ахурамазды и Ангромайнью. А Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров считают, что изначально славянской языческой картине мира был свойственен бинаризм. Верховные божества древних славян, по из мнению, это Перун и Велес, схватка которых (воплощение грозы) изображается всадником на коне, который поражает копьем змея. Позднее этот образ присвоило христианство, назвав св. Георгием.

Многие современные партии, понимая проблему, уже начинают декларировать центризм, но спасение России заключается в среднем классе, который может стать социальной базы стабильности и центризма.

39. Особенности культур Востока и Запада.

Культура Запада Культура Востока
Зрительное восприятие и рационализм Слуховое восприятие и иррационализм
Человек ‑ центр мира, руководитель и владелец; примат частного труда Человек ‑ составная часть вселенной; примат коллективного труда
Слово и действие Молчание и взаимодействие
Индивидуальное сознание «я»; человек подчинен государству, но душа его свободна, отдана Богу Групповое сознание «мы»; государству ‑ все, и душа, и тело, потому что государство от Бога
Право, главенство закона, закон выше власти, власть требует обоснования Обязанности, главенство обычаев и традиций, власть выше закона, власть обоснования не требует, опирается на харизму
Равенство (хотя бы декларирование равенства); положение человека зависит от его собственных заслуг и талантов Иерархия, почитание старших, уважение традиций; положение человека зависит от его происхождения и социального статуса
Сильное сознание, истина ‑ результат познания, мышление рациональное, верховенство теории Слабое сознание, истина ‑ само бытие, мышление иррациональное, верховенство интуиции в переживании жизни
Политика, борьба противоречивых интересов, лидер должен доказать свое право быть лидером; евроцентризм Нет борьбы, у каждого свое место в мире, своя судьба; лидер как данность; полицентризм
Время ‑ деньги, спешка; время одномерно; динамика; инновации; ценность прошлого и будущего Циклическое время, терпение, неизменность, повторяемость, вечность

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow