Лекция 15. Природа и культура

46. Естественное и искусственное в культуре. Природу обычно противопоставляют культуре как естественное искусственному, но это противопоставление не имеет абсолютного характера, оно относительно, так как культура есть продолжение природы. Человек вносит изменения в природу, приспосабливая ее к его потребностям. Другое дело, что эти изменения должны быть не стихийными и чрезмерными, продуманными и осторожными, чтобы отдавать себе отчет в возможных последствиях изменения природы. Когда этого нет ‑ возникают экологические катастрофы и глобальный кризис цивилизации.

Н. А. Бердяев выделял три этапа во взаимоотношениях человека и природы: природно-органический (человек жил охотой и собирательством и полностью зависел от среды), культурный (человек научился обрабатывать почву и выращивать урожай, приручил животных и занимался скотоводством) и технически-машинный.

48. Ноосфера и глобальный кризис цивилизации. Возросшая мощь человека, вооруженного техникой, используемая неразумно, привела к глобальному кризису цивилизации, имеющему следующие параметры: экологический, перевооружения, энергетический, сырьевой, демографический, продовольственный, информационный.

Русские космисты (группа ученых: Вернадский, Циолковский, Чижевский, Сухово-Кобылин, Федоров и др.) выдвинули четыре идеи: 1) идея ноосферы, сферы разума, т. е. ответственности человека за жизнь на земле; 2) идея превращения человека из гетеротрофного (питающегося за счет биосферы) в автотрофное существо (получающее пищу прямо из космоса, подобно растению); 3) продлить жизнь человека до бесконечности, а затем воскресить всех живших ранее людей; 4) начать освоение околоземного космического пространства, чтобы переселить на другие планеты избыток человечества.

47. Техника и культура. Техникой называется совокупность инструментов, механизмов и машин, служащих для увеличения мощи человеческих органов. Начиная с XVIII века она играет все большую роль в жизни человека. Поначалу это приводило в восторг, но потом стали ощущать негативные последствия прогресса техники. Социальные последствия научно-технического прогресса:

1) наука и техника приобрели всемирный, глобальный характер;

2) сложилась мировая рыночная экономика;

3) неравномерность распределения природных ресурсов и неравенство индустриального развития;

4) проблема народонаселения: кризис воспроизводства в развитых странах и расширенное воспроизводство в неразвитых;

5) угроза мировой войны и разрушительных локальных войн;

6) религиозная солидарность и межконфессиональные противоречия.

Таким образом, основные проблемы, возникающие в отношениях техники и культуры:

‑ по мере увеличения мощи человека, вооруженного техникой, возрастает зависимость его от техники;

‑ возрастает катастрофичность современного мира, причиной которой становятся поломки техники;

‑ техники провоцирует гордыню подчинения и власти по отношению к природе, что приводит к экологическим, сырьевым, продовольственным, энергетическим проблемам;

‑ в духовной сфере возрастание роли техники приводит к увеличению потенциала некрофилии и разрушению духовности;

‑ надвигается перспектива конфликта биогенной, социогенной и техногенной цивилизаций.

49. «Дао» как путь гармонии с природой. Разумный путь был предложен когда-то китайскими даосами, предлагавшими постичь мудрые законы природы и стремиться жить в соответствии с ними, в гармонии с природой. Основать даосизма — Лао-цзы, живший в VI в. до н. э. Его трактат «Дао дэ цзин».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: