Лекция 16. Массовая и элитарная культуры

50. Условия и предпосылки возникновения массовой культуры. Основные предпосылки возникновения «массовой культуры»:

‑ «промышленная революция», затребовавшая из деревни в город большого количества работников, увеличение населения Европы за столетие в несколько раз за счет роста численности жителей городов;

‑ конвейерное производство и разделение труда превращали работника в «частичное», отчужденное существо;

‑ урбанизация, скученность, высокая плотность расселения приводила к тому, что город обеспечивал рабочим стандартно невысокий уровень бытовых условий;

‑ производство требовало относительно невысокого уровня стандартного образования рабочих, что способствовало возникновению «человека массы»;

‑ интенсификация производства ради увеличения прибыли изматывала рабочих физически, после рабочего дня они могли и хотели только отдыхать и развлекаться;

‑ человек жаждал получить компенсацию за свою неудовлетворенность полнотой жизне- и мироощущения, скучную жизнь в реальности он хотел возместить воображаемыми интенсивными переживаниями;

‑ человек был готов лишь «потреблять», но не мог участвовать в «сотворчестве», в этом его поддерживали средства массовой информации, кино, зрелищные виды искусства, формируя его примитивные вкусы;

‑ но самое главное ‑ публика жаждала иллюзий, которые могли бы украсить их жизнь мифологической надеждой.

51. Человек «массы» и массовая культура. Народ - это население страны в противоположность правящей элите, массой называют любое скопление людей, толпа ‑ это особое состояние массы. Основные социально-психологические характеристики толпы:

‑ анонимность, подчинение индивида единому целому;

‑ безответственность и иллюзия безнаказанности и силы;

‑ упрощение оценок до примитива и их заразительность;

‑ снижение уровня культуры индивида в толпе;

‑ догматизм и нетерпимость, фанатизм и экстремизм;

‑ склонность к мифотворчеству;

‑ доверчивость и несамокритичность, склонность к лести в свой адрес;

‑ готовность подчиняться вожаку, угадавшему настроение толпы, сумевшему понравиться и овладеть ею;

‑ благородство, альтруизм, деяния во благо общества, но и легкая возможность подмены идеалов.

Основные черты «массового» человека:

1) страх перед свободой, конформизм и авторитаризм (Э. Фромм);

2) самодовольство, нежелание развиваться и совершенствоваться;

3) потребительство, неспособность к творчеству, неблагодарность, все что «дают» ‑ положено по праву, само собой разумеется, «ничего не стоит» (Х. Ортега-и-Гассет);

4) стремление «быть как все», не высовываться, равенство и зависть, исполнительность и дисциплинированность;

5) подчинение общепринятым нормам и стереотипам;

6) господство ограниченного «здравого смысла», нетерпимость к «чужому» мнению кроме «авторитета»;

7) хамство, которое Л. А. Тихомиров определял как «неразвитость умственную, неразвитость вкуса, неразвитость личности, отсутствие собственного достоинства и неуважение к чужому достоинству, отсутствие великодушия и истинного мужества».

Массовая культура Популярная культура Элитарная культура
Примитивная, неглубокая Сложная Утонченная, глубокая
Одноплановая Поддающаяся различным интерпретациям Многомерная
Клишированная, неоригинальная Значительный уровень оригинальности Высокая степень оригинальности
«Сладенькая» ложь «Почти правда» «Откровение»
Ориентация на неразвитый вкус, усредненную, однородную аудиторию и малообразованные слои населения Ориентация на более развитый вкус и образованные слои, учет вкусов различных слоев общества Ориентация на специализированную аудиторию, профессиональный, глубокий вкус
Антихудожественность, эрзац, кич Значительный эстетический уровень Высокий эстетический уровень

52. Контркультура и ее основные течения. Термин контркультура ввел в 1960 г. Теодор Роззак. Задачи контркультуры заключаются в протесте против господствующей официальной системы ценностей, в тоталитарном обществе она имеет ярко выраженный антитоталитарный характер. Два основных вида: маргинальная контркультура и молодежная субкультура. Три основные направления молодежной субкультуры: 1) конфликт отцов и детей; 2) сексуальная революция; 3) революция сознания. Можно упомянуть следующие этапы развития молодежной субкультуры как проявления контркультуры:

‑ битников (начало 1950-х годов);

‑ теддов (середина 1950-х годы);

‑ модов и рокеров (вторая половина 1950-х годов);

‑ панков и хиппи с их «эскапизмом», стремлением убежать от жестокой действительности (1960 ‑ 1970-е годы);

‑ тинэйджеров («Заводной апельсин» Э. Бёрджеса, современные журналы типа «Cool» и «Cool-girl»);

‑ зеленых («Green Peace»);

‑ экстремистская субкультура левых и правых радикалов.

53. Элитарная культура и ее дилеммы. Главная проблема элитарного художника ‑ как совместить творчество и заработок. Если увлечься творчеством, то мало кто понимает художника и никто не покупает его слишком новаторские творения, но тогда художнику грозит разорение и маргинальность (от лат. ad marginem ‑ на краю, за краем). Если же увлечься зарабатыванием денег, то покупают чаще то, что просто, ярко и понятно, отсюда кризис и измельчание творчества. Вторая проблема ‑ понимание со стороны коллег и критиков; третья ‑ болезненное самолюбие. Поэтому элитарные художники должны получать спонсорскую поддержку различных фондов, в том числе государственных и частных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: