50. Условия и предпосылки возникновения массовой культуры. Основные предпосылки возникновения «массовой культуры»:
‑ «промышленная революция», затребовавшая из деревни в город большого количества работников, увеличение населения Европы за столетие в несколько раз за счет роста численности жителей городов;
‑ конвейерное производство и разделение труда превращали работника в «частичное», отчужденное существо;
‑ урбанизация, скученность, высокая плотность расселения приводила к тому, что город обеспечивал рабочим стандартно невысокий уровень бытовых условий;
‑ производство требовало относительно невысокого уровня стандартного образования рабочих, что способствовало возникновению «человека массы»;
‑ интенсификация производства ради увеличения прибыли изматывала рабочих физически, после рабочего дня они могли и хотели только отдыхать и развлекаться;
‑ человек жаждал получить компенсацию за свою неудовлетворенность полнотой жизне- и мироощущения, скучную жизнь в реальности он хотел возместить воображаемыми интенсивными переживаниями;
‑ человек был готов лишь «потреблять», но не мог участвовать в «сотворчестве», в этом его поддерживали средства массовой информации, кино, зрелищные виды искусства, формируя его примитивные вкусы;
‑ но самое главное ‑ публика жаждала иллюзий, которые могли бы украсить их жизнь мифологической надеждой.
51. Человек «массы» и массовая культура. Народ - это население страны в противоположность правящей элите, массой называют любое скопление людей, толпа ‑ это особое состояние массы. Основные социально-психологические характеристики толпы:
‑ анонимность, подчинение индивида единому целому;
‑ безответственность и иллюзия безнаказанности и силы;
‑ упрощение оценок до примитива и их заразительность;
‑ снижение уровня культуры индивида в толпе;
‑ догматизм и нетерпимость, фанатизм и экстремизм;
‑ склонность к мифотворчеству;
‑ доверчивость и несамокритичность, склонность к лести в свой адрес;
‑ готовность подчиняться вожаку, угадавшему настроение толпы, сумевшему понравиться и овладеть ею;
‑ благородство, альтруизм, деяния во благо общества, но и легкая возможность подмены идеалов.
Основные черты «массового» человека:
1) страх перед свободой, конформизм и авторитаризм (Э. Фромм);
2) самодовольство, нежелание развиваться и совершенствоваться;
3) потребительство, неспособность к творчеству, неблагодарность, все что «дают» ‑ положено по праву, само собой разумеется, «ничего не стоит» (Х. Ортега-и-Гассет);
4) стремление «быть как все», не высовываться, равенство и зависть, исполнительность и дисциплинированность;
5) подчинение общепринятым нормам и стереотипам;
6) господство ограниченного «здравого смысла», нетерпимость к «чужому» мнению кроме «авторитета»;
7) хамство, которое Л. А. Тихомиров определял как «неразвитость умственную, неразвитость вкуса, неразвитость личности, отсутствие собственного достоинства и неуважение к чужому достоинству, отсутствие великодушия и истинного мужества».
Массовая культура | Популярная культура | Элитарная культура |
Примитивная, неглубокая | Сложная | Утонченная, глубокая |
Одноплановая | Поддающаяся различным интерпретациям | Многомерная |
Клишированная, неоригинальная | Значительный уровень оригинальности | Высокая степень оригинальности |
«Сладенькая» ложь | «Почти правда» | «Откровение» |
Ориентация на неразвитый вкус, усредненную, однородную аудиторию и малообразованные слои населения | Ориентация на более развитый вкус и образованные слои, учет вкусов различных слоев общества | Ориентация на специализированную аудиторию, профессиональный, глубокий вкус |
Антихудожественность, эрзац, кич | Значительный эстетический уровень | Высокий эстетический уровень |
52. Контркультура и ее основные течения. Термин контркультура ввел в 1960 г. Теодор Роззак. Задачи контркультуры заключаются в протесте против господствующей официальной системы ценностей, в тоталитарном обществе она имеет ярко выраженный антитоталитарный характер. Два основных вида: маргинальная контркультура и молодежная субкультура. Три основные направления молодежной субкультуры: 1) конфликт отцов и детей; 2) сексуальная революция; 3) революция сознания. Можно упомянуть следующие этапы развития молодежной субкультуры как проявления контркультуры:
‑ битников (начало 1950-х годов);
‑ теддов (середина 1950-х годы);
‑ модов и рокеров (вторая половина 1950-х годов);
‑ панков и хиппи с их «эскапизмом», стремлением убежать от жестокой действительности (1960 ‑ 1970-е годы);
‑ тинэйджеров («Заводной апельсин» Э. Бёрджеса, современные журналы типа «Cool» и «Cool-girl»);
‑ зеленых («Green Peace»);
‑ экстремистская субкультура левых и правых радикалов.
53. Элитарная культура и ее дилеммы. Главная проблема элитарного художника ‑ как совместить творчество и заработок. Если увлечься творчеством, то мало кто понимает художника и никто не покупает его слишком новаторские творения, но тогда художнику грозит разорение и маргинальность (от лат. ad marginem ‑ на краю, за краем). Если же увлечься зарабатыванием денег, то покупают чаще то, что просто, ярко и понятно, отсюда кризис и измельчание творчества. Вторая проблема ‑ понимание со стороны коллег и критиков; третья ‑ болезненное самолюбие. Поэтому элитарные художники должны получать спонсорскую поддержку различных фондов, в том числе государственных и частных.