Лекция 13. Этнологические основания культуры

40. Теория этногенеза Л. Гумилева. Лев Николаевич Гумилев ‑ сын двух замечательных русских поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Согласно его теории, этнос рождается в результате пассионарного толчка, источником которого является космическое излучение. Оно вызывает микромутации и рождение «пассионариев», людей, у которых деформированы механизмы приспособления к среде. Они обладают тремя качествами: 1) агрессивностью; 2) «длинной волей» (способностью долго терпеть лишения ради великой цели); 3) жертвенностью. Они постоянно ворчат, они недовольны тем положением, которое имеет этнос, его ресурсами и предлагают ограбить соседей. Пока таких людей мало, на них не обращают внимание. Но если их появляются десятки и сотни, то это уже сила, они объединяются, вооружаются и устраивают грабительские набеги на соседей, подчиняют их и вовлекают в свои последующие походы. Так, начинается лавинообразный процесс создания великой империи, который проходит 7 этапов (каждый из которых продолжается от 4 до 1,5 столетий): 1) пассионарный толчок, его лозунг «Мы не хотим жить по-старому»; 2) расцвет, «Мы хотим быть великими»; 3) надлом, «Мы устали от великих»; 4) инерция, «С нас хватит, дайте пожить спокойно»; 5) распада, «День прошел ‑ и слава Богу»; 6) мемореальный, «Да, были люди в наше время!»; 7) гомеостазис, равновесие отношений со средой, пассионарность на нуле. Все это занимает около 15 столетий.

41. Э. Геллнер о национальных противоречиях. Нация ‑ это народ, осознавший свою идентичность и защищающий себя с помощью государства. И тогда национализм ‑ это идея национального самосознания, или национальной идентичности, а, по Геллнеру, это «стремление к совпадению границ этноса и государства». Проблема национальных противоречий возникает на этапе перехода от аграрного общества к индустриальному.

В аграрном обществе экономика действует по принципу «натурального хозяйства», поэтому общество оказывается раздробленным на множество социальных ячеек: графства, герцогства, сословия, ордена, монастыри. Единая культура не нужна, ее предназначение ‑ манифестировать принадлежность к группе, чтобы сразу понять ‑ с кем имеешь дело, чтобы не спрашивать: «Чей ты холоп?» «Чьих будешь?» «Кому служишь?» В это время границы разделяют этносы на части, и это никого не смущает, государство руководствуется принципом «Разделяй и властвуй».

При переходе к индустриальному обществу активизируются производство и рыночные отношения, для которых раздробленность аграрного общества становится помехой. Экономика требует от государства обеспечить единое культурное пространство. Тогда более крупный этнос захватывает власть в государстве и начинает навязывать свой язык и культуру остальным этносам в качестве национальной. Остальные этносы (малые народы) начинают нервничать, опасаясь за свою участь. Существуют три основных способа приведения государства к национальной однородности: 1) насильственная ассимиляция; 2) депортация; 3) геноцид.

42. Русская идея. Авторами термина были Ф. М. Достоевский (1861) и В. С. Соловьев (1888), но сама идея русской национальной идентичности и особой судьбы России в мировой истории были славянофилы (1840-е гг.; А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, К. С. и И. С. Аксаковы, братья Кириевские).

Спорным является вопрос о происхождении «руси». В летописи сказано: «Пришли варяги, сиречь русь». Славяне их наняли на службу охранять от других грабителей-варягов. Наиболее вероятная версия: русы были племенем, обитавшим южнее пруссов. В те времена грабеж не считался зазорным занятием. В пользу этой гипотезы есть упоминание славян и русов как двух этнонимов при перечислении наемников багдадского эмира, которых он привез в Испанию для защиты интересов мавров от франков (эпическая «Песнь о Роланде»), а также византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей» дает название пути «из варяг в греки» на языке русов и на языке славян. Впоследствии русы узурпировали власть на славянских землях и дали название народу и государству, но сами ассимилировались в славянском этносе. Поэтому теперь ответить на вопрос: «Кто такие чистокровные русские?» ‑ трудно.

Формирование русской этно- и национальной идентичности проходило в несколько этапов и складывалось из нескольких факторов: 1) Куликовская битва 1380 г.; 2) падение Константинополя в 1453 г. и заключение Флорентийской унии, которое было расценено на Руси как предательство интересов православия, в связи с чем было принято решение об автокефалии (самостоятельности) Русской православной церкви; 3) выдвижение иноком Филофеем лозунга «Москва ‑ третий Рим»; 4) духовные стихи «Голубиная книга», распеваемые нищими, вкладывали в сознание россиян мессианскую идею об особой роли России в мировой истории.

43. Критерии этнической и этнорегиональной идентичности. Этноидентичность ‑ это ответ на три вопроса: кто мы такие? за что нас должны уважать? как нам сохранить свое достоинство? Среди признаков (критериев) этноидентичности можно назвать следующие:

‑ «почву» (природная среда, вмещающий ландшафт и кормящая экосистема));

‑ «кровь» (антропологические черты: цвет волос, форма носа, разрез глаз и др.);

‑ язык (как «дом бытия», средство осмысления и выражения смысловой, ценностной картины мира);

‑ менталитет, стереотипы и обычаи поведения;

‑ культура (религия, праздники, искусство);

‑ быт (особенности одежды, кухни, оформления жилища);

‑ главное в этноидентичности ‑ система ценностей и надежд (мифология).

На этой основе формируется этнорегиональная идентичность, включающая ценности всех этносов, проживающих в данном регионе.

Лекция 14. «Дневная» и «ночная» культуры

44. «Дневная» культура, ее истоки и функции. Характеристики дневного сознания:

‑ однозначная каузальность (детерминизм), логичность, непротиворечивость, обусловленность, рациональность, очевидность, простота, ясность, последовательность, дискретность, аналитичность, дифференцированность;

‑ опора на зрительное восприятие и материальную предметность;

‑ критическая рефлексия, опора на высокую степень проверенности, достоверности знаний, однозначное целевое планирование и волевая организация целенаправленной деятельности, дисциплина и решительность, недопустимость колебаний и нежелательность сомнений, оптимизм;

‑ практицизм и прагматизм, самоуверенность и догматизм, ориентация на потребление и «обладание», успех понимается как достижение наибольшего объема обладания и потребления, воля к власти;

‑ экстравертность и коммуникативность, поверхностность, некогда углубляться в проблемы, ибо темп жизни подхлестывает («время ‑ деньги»).

Функции дневной культуры:

‑ познавательно-объяснительная;

‑ коммуникативная;

‑ обслуживание практической, экономической, производственной деятельности;

‑ праксеологическая;

‑ методологическая для техники и технологии;

‑ критически-рефлектирующая, контроля над рассудком;

‑ блокирования «ночного» сознания, обуздания иррациональных инстинков;

‑ функция сохранения и безопасности;

‑ нормативная.

45. «Ночная» культура, ее истоки и функции. Ночная культурасвязана с двумя состояниями сознания: бодрствующим и измененным, или небодрствующим.

Классификация сновидений по Артемидору:

«Первое ‑ это Сон, второе ‑ Видение, третье ‑ Оракул, четвертое ‑ Фантазия, или пустое Воображение; пятое ‑ Призрак.

Сном называется то, что открывает истину, скрытую под маской иного образа; так Иосиф толковал сны о семи тощих коровах, пожравших семь тучных коров, и то же ‑ о семи тощих колосьях.

Видение ‑ это когда человек, пробудившись, видит наяву то, что он видел во сне; как это было с Веспасианом, увидевшим, как врач вырвал ему зуб.

Оракул ‑ это откровение или предсказание, полученное во сне от Ангела или Святого, объявляющего волю Бога, как это было с Иосифом, супругом св. Девы, и тремя мудрецами.

Фантазия, или пустое Воображение, возникает, когда... голодному снится насыщение, а жаждавшему снится, что он пьет, и он испытывает блаженство...

Призрак ‑ это не что иное, как ночное видение, являющееся слабым детям и старикам, которым кажется, что призрак приближается, чтобы напугать их или причинить им вред».

Важнейшие характеристики «ночного» сознания:

‑ многозначность и многомерность, открытость безднам макрокосма и микрокосма, некаузальность (недетерминированность), иррациональность, синхронность (одновременность), целостность, холономность, континуальность;

‑ опора на слуховое восприятие и духовность, идеальность, абстрактность, эмоциональность;

‑ позитивная ценностная рефлексия, достоверность личного опыта переживания, сомнение и нерешительность;

‑ эстетизм и совестливость, пессимизм и отчаяние («болезнь к смерти» С. Кьеркегора);

‑ ориентация на «бытие», критерий успеха ‑ полнота бытия, самореализации, творчество и поиски надежды;

‑ интровертность и избирательная коммуникативность, глубина погружения в смысловые пространства культуры, опора на измененные состояния сознания (сон, миф, галлюцинации, медитация, исихазм).

Ведущим в «ночном» сознании можно считать стремление к вживанию и переживанию объекта в его процессуальности и континуальности без участия аналитических и дифференцирующих операций.

Функции «ночной» культуры: аксиологическая, телеологическая, компенсаторная, творческая, понимания, мифологическая.

«Дневная» культура «Ночная» культура
Рациональность Иррациональность
Однозначная детерминация Неоднозначность, синхронность
Пространство Время
Зрение Слух
Экстравертность Интровертность
Коммуникативность Одиночество
Дискретность Континуальность
Исполнение Творчество
Обладание Бытие

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: