1. Что такое культура?
1) умение вести себя в обществе;
2) совокупность созданных человечеством предметов;
3) система ценностей, определяющих жизнь человека;
4) умение красиво одеваться.
2. Какие подходы к культуре являются наиболее важными?
1) коммуникативный, информационный, деятельностный
2) ценностный, мифологический, семиотический
3) исторический, эстетический, психологический
4) игровой, типологический, этнологический
3. Для чего человек осваивает мир?
1) для превращения его в свою собственность;
2) для гарантий безопасности и пропитания;
3) для познания;
4) для самоопределения.
4. Какую роль в изучении культуры играют рациональные и иррациональные подходы?
1) главное - это рациональное, иррациональное недопустимо, ибо ведет к ошибкам и заблуждениям;
2) главное - иррациональное, ибо рациональное - это примитивность и односторонность;
3) взаимодействие рационального и иррационального при ведущей роли иррациональности;
4) единство рационального и иррационального при ведущей роли рационального.
5. Что такое миф?
1) миф - это то, во что верят;
2) миф - это правдоподобная неправда;
3) миф - это выражение в какой-то знаковой системе образов мифологического сознания;
4) миф - это вымышленная, сказочная история.
6. Какие условия возникновения мифологического сознания являются главными?
1) ночные переживания человека и неустойчивость психики;
2) потребности практики;
3) необъяснимые, страшные явления природы;
4) страх перед смертью.
7. Какую главную задачу решает миф?
1) обмана и манипуляции сознанием;
2) обнадеживания;
3) развлечения;
4) познания и объяснения мира.
8. Что такое ценность и оценка?
1) ценность - это то, что приносит пользу, оценка - это мера полезности;
2) ценность есть то, за что платят высокую цену, оценка - определение цены;
3) ценность есть объективное отношение предмета к потребности человека, а оценка - субъективное отношение человека к этому предмету;
4) ценность есть субъективное отношение человека к предмету потребности, а оценка - объективное отношение этого предмета к субъекту.
9. Какие ценности относятся к «общечеловеческим»?
1) направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей большого количества людей;
2) присутствующие в системах ценностей каждого народа;
3) выражающие нормы, объединяющие всех людей, подчеркивающие общность их интересов;
4) не ущемляющие ничьи интересы
10. Что понимают под нравственными основаниями культуры
1) систему запретов, санкций и табу;
2) добровольно принимаемые каждым индивидом нормы;
3) обычаи и нравы;
4) нормативную систему, направленную на создание оптимальных условий для жизни общества.
11. Почему «добро» пассивнее и слабее «зла»?
1) добрые люди трусливы, злые - смелы;
2) результаты зла и разрушительности непосредственно очевидны, и приносят;
удовлетворение тому, кто хочет справедливости;
3) зло и разрушительность требуют меньших затрат энергии и позволяют осуществить сублимацию;
4) добро нормативно ограничено, зло - свободная самореализация.
12. Зачем возникла эвристика?
1) чтобы заставить человека думать;
2) чтобы открыть человеку истину;
3) чтобы облегчить выход из интеллектуальных затруднений;
4) чтобы научить человека «открывать велосипед».
13. В чем ценность новизны, рождающейся в творчестве?
1) все старое наскучивает, поэтому новое привлекает любопытство человека;
2) новизна и информация противостоят энтропии;
3) новое позволяет облегчить жизнь человека;
4) новое помогает продолжить освоение мира.
14. Какой вид творчества обладает минимальным потенциалом новизны?
1) художественное;
2) божественное;
3) техническое;
4) научное.
15. Кого считают культурным человеком в разных культурах?
1) овладевшего максимально большим знанием;
2) владеющего этикетом, нормами поведения «высшего света»;
3) занявшего высокое место в социальной структуре;
4) умеющего отличать «своих» от «чужих», усвоившего нормативность «своих».
16. В связи с чем возникла философская антропология?
1) в связи с обострением противоречий в обществе;
2) в связи с необходимостью теории человека, объединяющей разные науки;
3) в связи с кризисом культуры в начале века;
4) в связи с увеличением объема знаний о деятельности человека.
17. Основатель персонализма Э. Мунье обнаруживал в современном обществе два противоположных процесса, какие именно?
1) творчество и разрушение;
2) индивидуализацию и коллективизацию;
3) интеграцию и дифференциацию;
4) обезличивание и персонализацию.
18. Какие факторы выделял К. Свасьян в процессе «самотворения» человека?
1) универсальность, естественность, невозможность;
2) комплексность, органичность, открытость;
3) всесторонность, гармоничность, оптимальность;
4) природность, космичность, гармоничность.
19. Чем обусловлена ценность информации для культуры?
1) информация - это возможность выбирать правильное решение;
2) информация уменьшает риск ошибок;
3) информация позволяет легко понять, где «свои» и где «чужие»;
4) информация - это мера разнообразия космоса.
20. В чем заключается важнейшее основание продуктивности диалога для развития культуры?
1) диалог позволяет разрядить накопившийся стрессовый потенциал напряженности на соседей и обрести гармонию в отношениях с миром;
2) диалог позволяет избавиться от скуки и однообразия одномерной ценностной структуры;
3) диалог направлен на обмен духовными ценностями, творческий процесс развития и взаимообогащение;
4) диалог провоцирует переоценку и критический анализ устаревших систем ценностей.
21. Для чего предназначены тексты?
1) для выражения важных нравственных смыслов;
2) для выражения, сохранения и передачи сообщений;
3) для трансляции эстетических ценностей;
4) для контроля над содержанием сообщения.
22. В чем главные преимущества и недостатки устного и письменного способов передачи информации?
1) устным способом лучше передается иррациональная, письменным - рациональная информация;
2) устным способом хорошо передаются приказы, письменным - личные просьбы;
3) письменное сообщение может быть подменено, что приводит к искажению информации, устное - все передает в точности;
4) устное сообщение адресовано только современникам, письменное сообщение может быть адресовано потомкам.
23. Какую функцию игры можно считать важнейшей?
1) развлечение;
2) освоение;
3) компенсаторная;
4) освобождение.
24. Какая игровая форма культуры возникла раньше других
1) религия;
2) праздник;
3) искусство;
4) мода.
25. В чем причины того, что праздник доставляет людям радость?
1) праздник дает возможность отдохнуть и повеселиться;
2) праздник дает возможность пережить надежду на социальную гармонию,;
превращает жизнь в игру, где происходит «отключение» ответственности;
3) праздник дает возможность расслабиться и сбросить напряжение;
4) праздник помогает вспомнить молодость и забыть все свои проблемы и печали.
26. Что такое «духовность» в трактовке индийской культурной традиции?
1) духовность есть устремленность к идеалам истины, добра и красоты;
2) духовность есть контакт со Св. Духом;
3) духовность есть обладание дыханием;
4) духовность есть управление волевой энергией;
5) духовность есть причастность к общественному сознанию и Абсолютному Духу.
27. Каково предназначение религии в обществе?
1) религия помогает контролировать души людей;
2) религия помогает защититься от искушений греха, которые прячутся в глубинах души человеческой;
3) религия помогает человеку забыть трудности нашей жизни;
4) религия спасает нас от соблазнов гордыни.
28. Как человеку обрести веру?
1) необходим опыт медитаций и измененных состояний сознания;
2) необходимо выучить молитвы и читать Библию;
3) необходимо достоверное и научное знание о Боге;
4) необходим личный мистический опыт переживания контакта со священным началом или Богом.
29. Почему подавленные комплексы энергии либидо обладают, по Фрейду, разрушительной энергией?
1) потому что сексуальность всегда разрушительна;
2) потому что неуправляемая энергия может быть разрушительной;
3) потому что они не могут найти выхода для реализации и постоянно подпитываются новыми порциями энергии;
4) потому что либидо реализует инстинкт Танатоса.
30. Что понимал К. Г. Юнг под «архетипами коллективного бессознательного»?
1) следы в памяти, оставленные прошлыми жизнями человека;
2) формы проявления инстинктов, или «русла высохших рек»;
3) подавленные комплексы наших нереализованных желаний;
4) нереализованные жизненные программы наших предков.
31. Что считал Э. Фромм источником деструктивности и агрессивности в поведении человека?
1) экстравертность;
2) нереализованную жизненную энергию;
3) конформизм;
4) интровертность.
32. Исследуя глубины человеческого сознания, С. Гроф обнаружил большое значение процесса рождения для последующей жизни человека. В чем это влияние проявляется?
1) опыт рождения проявляется в будущем темпераменте;
2) внутриутробный опыт программирует будущую жизнь человека;
3) «травма рождения» создает предпосылки негативных склонностей человека и желание «вернуться обратно»;
4) рождение человека - это его «грехопадение», он из «рая» попадает в «ад».
33. Для чего возникают знаки?
1) для освоения мира;
2) для обозначения средств удовлетворения потребностей;
3) для выражения эмоций;
4) для поиска новых знаний.
34. Что такое «смысл»?
1) это то, что мы знаем;
2) это важное содержание;
3) это то, что не зависит от нашего индивидуального сознания;
4) это то, что отвечает на какой-то вопрос.
35. Что понимают под «герменевтикой»?
1) это эзотерическое знание, восходящее к богу Гермесу Трисмегиту;
2) это современная форма эгзегетики;
3) это теория интерпретирующего понимания текстов;
4) это современная форма текстологии.
36. Что такое символ как феномен культуры?
1) знак, обозначающий какие-то важные смыслы
2) универсальный вид знаков, используемый в разных науках
3) средство репрезентации культурной информации
4) медиатор и конденсатор ценностных смыслов
37. Что такое «эстетическое»?
1) объективное природное свойство предметов или явлений;
2) результат субъективного мнения индивида;
3) оценочное отношение субъекта к объекту;
4) отношение меры субъекта к мере объекта.
38. Укажите основные виды эстетической деятельности:
1) художественное творчество и эстетическое восприятие;
2) эстетическое творчество и художественное восприятие;
3) субъективация и объективация;
4) эстетическое и художественное воспитание.
39. Для чего было создано искусство, для решения каких задач?
1) познание и объяснение мира;
2) коммуникация и общение;
3) ценностное освоение мира и передача ценностного опыта;
4) эстетическое наслаждение и отдых.
40. Что понимают под «художественной культурой»?
1) умение красиво и со вкусом одеваться;
2) умение участвовать в художественной самодеятельности;
3) систему обеспечения художественной деятельности общества;
4) систематические знания в области искусства.
41. Какой критерий К. Леонтьев считал универсальным для оценки различных культур?
1) эстетический;
2) нравственный;
3) религиозный;
4) социально-политический.
42. Что понимал Н. Я. Данилевский под «культурно-историческим типом»?
1) сознательно и целенаправленно выстроенную модель культуры;
2) отдельный этап Всемирной истории;
3) цивилизацию, обладающую большим потенциалом оригинальности;
4) возникающую самостоятельно и проживающую свою жизнь культуру.
43. Как понимал Шпенглер соотношение культуры и цивилизации?
1) цивилизация это технологическое творчество, а культура - использование достижений цивилизации;
2) культура - это примитивное начало процесса, а цивилизация - это высшее достижение творческого духа;
3) культура - это неорганизованное спонтанное движение духа, а цивилизация - организованное и целенаправленное достижение целей и смыслов человеческой истории;
4) культура - это творчество, цивилизация - сохранение и использование достижений культуры.
44. Какая модель развития общества возникла в XVIII в.?
1) эволюционная;
2) спиральная;
3) циклическая;
4) революционная;
5) взрывная;
6) прогрессивная.
45. Чем отличаются друг от друга бинарные и тернарные культуры?
1) тернарные культуры развиваются медленнее, бинарные - быстрее;
2) бинарные культуры тяготеют к традициям, а тернарные культуры к прогрессу;
3) бинарные культуры неустойчивы в ситуации взрыва, тернарные устойчивы;
4) бинарные культуры возникают раньше, тернарные позже.
46. В чем наиболее существенное различие культур Запада и Востока?
1) на Западе закон выше власти, на Востоке власть выше закона;
2) на Западе доминирует материальная культура, на Востоке - духовная;
3) Запад - рационалистичен, Восток - иррационалистичен;
4) Запад опережает Восток в технологическом плане.
47. Что такое «этнос», как соотносится это понятие с «нацией»?
1) «этнос» - это небольшая по численности народность, «нация» - это народ большей численности;
2) «этнос» - это определенная стадия развития народа, следующая, более высокая - «нация»;
3) «этнос» - это общее понятие о народе, «нация» - это конкретная характеристика социальной группы;
4) «этнос» - это социальная характеристика народа, «нация» - это политическая характеристика.
48. В чем видел Гумилев источник «пассионарного толчка», вслед за которым начинается подьем «пассионарности» и возникает «великий этнос» и «великая империя»?
1) в космических излучениях и микромутациях;
2) в идейно-политической и пропагандистской работе «критически мыслящих личностей»;
3) в божественном воздействии;
4) во вмешательстве инопланетян в судьбу Земли.
49. Как объясняет Э. Геллнер причины национальных противоречий в современном индустриальном обществе?
1) этносы стремятся к самоопределению и созданию своих государств, подавляя и подчиняя соперников;
2) экономика нуждается в унифицированной и стандартной культуре, которую через национальное государство навязывает всем этносам;
3) аналогично борьбе между биологическими видами, каждый сильный этнос стремится подчинить слабые;
4) крупный этнос стремится стать нацией и поэтому враждебно относится к другим этносам.
50. Что такое «русская идея» и кто ее создатель?
1) это доктрина о роли России в мировой истории, выдвинутая славянофилами;
2) это формула П. Я. Чаадаева, выражающая особую судьбу России;
3) это лозунг «Москва - третий Рим», выдвинутый иноком Филофеем;
4) это история русской мысли в осмыслении Н. А. Бердяева.
51. Что такое «этническая идентичность» по мнению Л. Н. Гумилева?
1) это ответ на вопрос «кто мы такие и чем отличаемся от других народов?»;
2) это стереотип поведения, обусловленный вмещающим и кормящим ландшафтом;
3) это единство происхождения, родственные отношения;
4) это самоназвание разных народов.
52. Для чего возникла и существует «дневная» культура?
1) для научного познания мира;
2) для решения задач практической деятельности по удовлетворению физиологических потребностей;
3) для объективного и беспристрастного исследования и проверки оснований всего сущего;
4) для удовлетворения потребностей в расширении сферы своего влияния в мире.
53. Для каких целей возникла и существует «ночная» культура?
1) для самообмана и утешения иллюзиями;
2) для потаенной деятельности, укрытой от контроля общества;
3) для пропаганды религиозно-мистических идей;
4) для творческого осмысления и оптимизирования существования человека.
54. В чем смысл противостояния природно-естественного и искусственно-культурного?
1) природный мир живет по своим законам, которые враждебны человеку, а человек ведет себя как господин природы;
2) природный и человеческий миры живут по единым законам, принципиально не отличающимся друг от друга;
3) природный мир есть проявление мудрости космоса, а человеческий - воплощение глупости человека;
4) природный мир - воплощение хаоса, человеческий мир - гармонии и порядка.
55. Какую роль играет техника в культуре?
1) техника увеличивает мощь и энергию человека в его деятельности по преобразованию мира;
2) техника и цивилизация подчинила человека себе, приковала его к себе тяжелыми цепями, отняла свободу;
3) техника противостоит человеку как антигуманное начало, а со временем встанет выше человека;
4) техника есть проявление некрофильского начала в человеке, реализует его разрушительные инстинкты.
56. Какую главную идею выдвинули русские космисты?
1) человек - главная часть биосферы на планете Земля;
2) человек отвечает не только за себя, но и за всю биосферу, которая становится тем самым ноосферой;
3) человек стал геологическим фактором на планете;
4) человек житель не только планеты Земля, но и Космоса.
57. Что можно считать важнейшей предпосылкой возникновения «массовой культуры»?
1) изобретение печатного станка и тиражирование книг;
2) всеобщая грамотность и появление бульварной прессы;
3) изобретение кинематографа;
4) промышленная революция и приток в город массы работников из деревни.
58. Каковы важнейшие черты человека «массы»?
1) дисциплинированность и инициативность;
2) коллективизм и ответственность;
3) общительность и конформизм;
4) неспособность к творчеству и неблагодарность.
59. Какое позитивное влияние оказывает современная массовая культура на молодежь?
1) формирует простое понимание мира, не перегруженное избыточной информацией;
2) расширяет кругозор, уменьшает «зашоренность» и закомплексованность и обогащает представление о мире;
3) обеспечивает возможность взаимопонимания с людьми других стран;
4) позволяет познавать мир, узнать, как хорошо живут люди в других странах, и позавидовать им.
60. В чем ведущая направленность контркультуры?
1) легализация употребления наркотиков;
2) протест против господствующей, официальной системы ценностей;
3) сексуальная революция;
4) борьба за творческую свободу и возможность спонтанной самореализации.
61. Современное индустриальное общество испытывает духовный кризис, в чем его истоки?
1) нехватка ресурсов;
2) нецелесообразность и максимализм;
3) расточительность и безответственность;
4) рациональность и потребительство.
СОДЕРЖАНИЕ
Программа курса философии культуры.................................... | |
Темы рефератов (контрольных работ)..................................... | |
Вопросы для повторения к зачету (экзамену)............................... | |
Конспект лекций по философии культуры................................. | |
Тесты по философии культуры........................................... | |