Тесты по философии культуры

1. Что такое культура?

1) умение вести себя в обществе;

2) совокупность созданных человечеством предметов;

3) система ценностей, определяющих жизнь человека;

4) умение красиво одеваться.

2. Какие подходы к культуре являются наиболее важными?

1) коммуникативный, информационный, деятельностный

2) ценностный, мифологический, семиотический

3) исторический, эстетический, психологический

4) игровой, типологический, этнологический

3. Для чего человек осваивает мир?

1) для превращения его в свою собственность;

2) для гарантий безопасности и пропитания;

3) для познания;

4) для самоопределения.

4. Какую роль в изучении культуры играют рациональные и иррациональные подходы?

1) главное - это рациональное, иррациональное недопустимо, ибо ведет к ошибкам и заблуждениям;

2) главное - иррациональное, ибо рациональное - это примитивность и односторонность;

3) взаимодействие рационального и иррационального при ведущей роли иррациональности;

4) единство рационального и иррационального при ведущей роли рационального.

5. Что такое миф?

1) миф - это то, во что верят;

2) миф - это правдоподобная неправда;

3) миф - это выражение в какой-то знаковой системе образов мифологического сознания;

4) миф - это вымышленная, сказочная история.

6. Какие условия возникновения мифологического сознания являются главными?

1) ночные переживания человека и неустойчивость психики;

2) потребности практики;

3) необъяснимые, страшные явления природы;

4) страх перед смертью.

7. Какую главную задачу решает миф?

1) обмана и манипуляции сознанием;

2) обнадеживания;

3) развлечения;

4) познания и объяснения мира.

8. Что такое ценность и оценка?

1) ценность - это то, что приносит пользу, оценка - это мера полезности;

2) ценность есть то, за что платят высокую цену, оценка - определение цены;

3) ценность есть объективное отношение предмета к потребности человека, а оценка - субъективное отношение человека к этому предмету;

4) ценность есть субъективное отношение человека к предмету потребности, а оценка - объективное отношение этого предмета к субъекту.

9. Какие ценности относятся к «общечеловеческим»?

1) направленные на удовлетворение коммуникативных потребностей большого количества людей;

2) присутствующие в системах ценностей каждого народа;

3) выражающие нормы, объединяющие всех людей, подчеркивающие общность их интересов;

4) не ущемляющие ничьи интересы

10. Что понимают под нравственными основаниями культуры

1) систему запретов, санкций и табу;

2) добровольно принимаемые каждым индивидом нормы;

3) обычаи и нравы;

4) нормативную систему, направленную на создание оптимальных условий для жизни общества.

11. Почему «добро» пассивнее и слабее «зла»?

1) добрые люди трусливы, злые - смелы;

2) результаты зла и разрушительности непосредственно очевидны, и приносят;

удовлетворение тому, кто хочет справедливости;

3) зло и разрушительность требуют меньших затрат энергии и позволяют осуществить сублимацию;

4) добро нормативно ограничено, зло - свободная самореализация.

12. Зачем возникла эвристика?

1) чтобы заставить человека думать;

2) чтобы открыть человеку истину;

3) чтобы облегчить выход из интеллектуальных затруднений;

4) чтобы научить человека «открывать велосипед».

13. В чем ценность новизны, рождающейся в творчестве?

1) все старое наскучивает, поэтому новое привлекает любопытство человека;

2) новизна и информация противостоят энтропии;

3) новое позволяет облегчить жизнь человека;

4) новое помогает продолжить освоение мира.

14. Какой вид творчества обладает минимальным потенциалом новизны?

1) художественное;

2) божественное;

3) техническое;

4) научное.

15. Кого считают культурным человеком в разных культурах?

1) овладевшего максимально большим знанием;

2) владеющего этикетом, нормами поведения «высшего света»;

3) занявшего высокое место в социальной структуре;

4) умеющего отличать «своих» от «чужих», усвоившего нормативность «своих».

16. В связи с чем возникла философская антропология?

1) в связи с обострением противоречий в обществе;

2) в связи с необходимостью теории человека, объединяющей разные науки;

3) в связи с кризисом культуры в начале века;

4) в связи с увеличением объема знаний о деятельности человека.

17. Основатель персонализма Э. Мунье обнаруживал в современном обществе два противоположных процесса, какие именно?

1) творчество и разрушение;

2) индивидуализацию и коллективизацию;

3) интеграцию и дифференциацию;

4) обезличивание и персонализацию.

18. Какие факторы выделял К. Свасьян в процессе «самотворения» человека?

1) универсальность, естественность, невозможность;

2) комплексность, органичность, открытость;

3) всесторонность, гармоничность, оптимальность;

4) природность, космичность, гармоничность.

19. Чем обусловлена ценность информации для культуры?

1) информация - это возможность выбирать правильное решение;

2) информация уменьшает риск ошибок;

3) информация позволяет легко понять, где «свои» и где «чужие»;

4) информация - это мера разнообразия космоса.

20. В чем заключается важнейшее основание продуктивности диалога для развития культуры?

1) диалог позволяет разрядить накопившийся стрессовый потенциал напряженности на соседей и обрести гармонию в отношениях с миром;

2) диалог позволяет избавиться от скуки и однообразия одномерной ценностной структуры;

3) диалог направлен на обмен духовными ценностями, творческий процесс развития и взаимообогащение;

4) диалог провоцирует переоценку и критический анализ устаревших систем ценностей.

21. Для чего предназначены тексты?

1) для выражения важных нравственных смыслов;

2) для выражения, сохранения и передачи сообщений;

3) для трансляции эстетических ценностей;

4) для контроля над содержанием сообщения.

22. В чем главные преимущества и недостатки устного и письменного способов передачи информации?

1) устным способом лучше передается иррациональная, письменным - рациональная информация;

2) устным способом хорошо передаются приказы, письменным - личные просьбы;

3) письменное сообщение может быть подменено, что приводит к искажению информации, устное - все передает в точности;

4) устное сообщение адресовано только современникам, письменное сообщение может быть адресовано потомкам.

23. Какую функцию игры можно считать важнейшей?

1) развлечение;

2) освоение;

3) компенсаторная;

4) освобождение.

24. Какая игровая форма культуры возникла раньше других

1) религия;

2) праздник;

3) искусство;

4) мода.

25. В чем причины того, что праздник доставляет людям радость?

1) праздник дает возможность отдохнуть и повеселиться;

2) праздник дает возможность пережить надежду на социальную гармонию,;

превращает жизнь в игру, где происходит «отключение» ответственности;

3) праздник дает возможность расслабиться и сбросить напряжение;

4) праздник помогает вспомнить молодость и забыть все свои проблемы и печали.

26. Что такое «духовность» в трактовке индийской культурной традиции?

1) духовность есть устремленность к идеалам истины, добра и красоты;

2) духовность есть контакт со Св. Духом;

3) духовность есть обладание дыханием;

4) духовность есть управление волевой энергией;

5) духовность есть причастность к общественному сознанию и Абсолютному Духу.

27. Каково предназначение религии в обществе?

1) религия помогает контролировать души людей;

2) религия помогает защититься от искушений греха, которые прячутся в глубинах души человеческой;

3) религия помогает человеку забыть трудности нашей жизни;

4) религия спасает нас от соблазнов гордыни.

28. Как человеку обрести веру?

1) необходим опыт медитаций и измененных состояний сознания;

2) необходимо выучить молитвы и читать Библию;

3) необходимо достоверное и научное знание о Боге;

4) необходим личный мистический опыт переживания контакта со священным началом или Богом.

29. Почему подавленные комплексы энергии либидо обладают, по Фрейду, разрушительной энергией?

1) потому что сексуальность всегда разрушительна;

2) потому что неуправляемая энергия может быть разрушительной;

3) потому что они не могут найти выхода для реализации и постоянно подпитываются новыми порциями энергии;

4) потому что либидо реализует инстинкт Танатоса.

30. Что понимал К. Г. Юнг под «архетипами коллективного бессознательного»?

1) следы в памяти, оставленные прошлыми жизнями человека;

2) формы проявления инстинктов, или «русла высохших рек»;

3) подавленные комплексы наших нереализованных желаний;

4) нереализованные жизненные программы наших предков.

31. Что считал Э. Фромм источником деструктивности и агрессивности в поведении человека?

1) экстравертность;

2) нереализованную жизненную энергию;

3) конформизм;

4) интровертность.

32. Исследуя глубины человеческого сознания, С. Гроф обнаружил большое значение процесса рождения для последующей жизни человека. В чем это влияние проявляется?

1) опыт рождения проявляется в будущем темпераменте;

2) внутриутробный опыт программирует будущую жизнь человека;

3) «травма рождения» создает предпосылки негативных склонностей человека и желание «вернуться обратно»;

4) рождение человека - это его «грехопадение», он из «рая» попадает в «ад».

33. Для чего возникают знаки?

1) для освоения мира;

2) для обозначения средств удовлетворения потребностей;

3) для выражения эмоций;

4) для поиска новых знаний.

34. Что такое «смысл»?

1) это то, что мы знаем;

2) это важное содержание;

3) это то, что не зависит от нашего индивидуального сознания;

4) это то, что отвечает на какой-то вопрос.

35. Что понимают под «герменевтикой»?

1) это эзотерическое знание, восходящее к богу Гермесу Трисмегиту;

2) это современная форма эгзегетики;

3) это теория интерпретирующего понимания текстов;

4) это современная форма текстологии.

36. Что такое символ как феномен культуры?

1) знак, обозначающий какие-то важные смыслы

2) универсальный вид знаков, используемый в разных науках

3) средство репрезентации культурной информации

4) медиатор и конденсатор ценностных смыслов

37. Что такое «эстетическое»?

1) объективное природное свойство предметов или явлений;

2) результат субъективного мнения индивида;

3) оценочное отношение субъекта к объекту;

4) отношение меры субъекта к мере объекта.

38. Укажите основные виды эстетической деятельности:

1) художественное творчество и эстетическое восприятие;

2) эстетическое творчество и художественное восприятие;

3) субъективация и объективация;

4) эстетическое и художественное воспитание.

39. Для чего было создано искусство, для решения каких задач?

1) познание и объяснение мира;

2) коммуникация и общение;

3) ценностное освоение мира и передача ценностного опыта;

4) эстетическое наслаждение и отдых.

40. Что понимают под «художественной культурой»?

1) умение красиво и со вкусом одеваться;

2) умение участвовать в художественной самодеятельности;

3) систему обеспечения художественной деятельности общества;

4) систематические знания в области искусства.

41. Какой критерий К. Леонтьев считал универсальным для оценки различных культур?

1) эстетический;

2) нравственный;

3) религиозный;

4) социально-политический.

42. Что понимал Н. Я. Данилевский под «культурно-историческим типом»?

1) сознательно и целенаправленно выстроенную модель культуры;

2) отдельный этап Всемирной истории;

3) цивилизацию, обладающую большим потенциалом оригинальности;

4) возникающую самостоятельно и проживающую свою жизнь культуру.

43. Как понимал Шпенглер соотношение культуры и цивилизации?

1) цивилизация это технологическое творчество, а культура - использование достижений цивилизации;

2) культура - это примитивное начало процесса, а цивилизация - это высшее достижение творческого духа;

3) культура - это неорганизованное спонтанное движение духа, а цивилизация - организованное и целенаправленное достижение целей и смыслов человеческой истории;

4) культура - это творчество, цивилизация - сохранение и использование достижений культуры.

44. Какая модель развития общества возникла в XVIII в.?

1) эволюционная;

2) спиральная;

3) циклическая;

4) революционная;

5) взрывная;

6) прогрессивная.

45. Чем отличаются друг от друга бинарные и тернарные культуры?

1) тернарные культуры развиваются медленнее, бинарные - быстрее;

2) бинарные культуры тяготеют к традициям, а тернарные культуры к прогрессу;

3) бинарные культуры неустойчивы в ситуации взрыва, тернарные устойчивы;

4) бинарные культуры возникают раньше, тернарные позже.

46. В чем наиболее существенное различие культур Запада и Востока?

1) на Западе закон выше власти, на Востоке власть выше закона;

2) на Западе доминирует материальная культура, на Востоке - духовная;

3) Запад - рационалистичен, Восток - иррационалистичен;

4) Запад опережает Восток в технологическом плане.

47. Что такое «этнос», как соотносится это понятие с «нацией»?

1) «этнос» - это небольшая по численности народность, «нация» - это народ большей численности;

2) «этнос» - это определенная стадия развития народа, следующая, более высокая - «нация»;

3) «этнос» - это общее понятие о народе, «нация» - это конкретная характеристика социальной группы;

4) «этнос» - это социальная характеристика народа, «нация» - это политическая характеристика.

48. В чем видел Гумилев источник «пассионарного толчка», вслед за которым начинается подьем «пассионарности» и возникает «великий этнос» и «великая империя»?

1) в космических излучениях и микромутациях;

2) в идейно-политической и пропагандистской работе «критически мыслящих личностей»;

3) в божественном воздействии;

4) во вмешательстве инопланетян в судьбу Земли.

49. Как объясняет Э. Геллнер причины национальных противоречий в современном индустриальном обществе?

1) этносы стремятся к самоопределению и созданию своих государств, подавляя и подчиняя соперников;

2) экономика нуждается в унифицированной и стандартной культуре, которую через национальное государство навязывает всем этносам;

3) аналогично борьбе между биологическими видами, каждый сильный этнос стремится подчинить слабые;

4) крупный этнос стремится стать нацией и поэтому враждебно относится к другим этносам.

50. Что такое «русская идея» и кто ее создатель?

1) это доктрина о роли России в мировой истории, выдвинутая славянофилами;

2) это формула П. Я. Чаадаева, выражающая особую судьбу России;

3) это лозунг «Москва - третий Рим», выдвинутый иноком Филофеем;

4) это история русской мысли в осмыслении Н. А. Бердяева.

51. Что такое «этническая идентичность» по мнению Л. Н. Гумилева?

1) это ответ на вопрос «кто мы такие и чем отличаемся от других народов?»;

2) это стереотип поведения, обусловленный вмещающим и кормящим ландшафтом;

3) это единство происхождения, родственные отношения;

4) это самоназвание разных народов.

52. Для чего возникла и существует «дневная» культура?

1) для научного познания мира;

2) для решения задач практической деятельности по удовлетворению физиологических потребностей;

3) для объективного и беспристрастного исследования и проверки оснований всего сущего;

4) для удовлетворения потребностей в расширении сферы своего влияния в мире.

53. Для каких целей возникла и существует «ночная» культура?

1) для самообмана и утешения иллюзиями;

2) для потаенной деятельности, укрытой от контроля общества;

3) для пропаганды религиозно-мистических идей;

4) для творческого осмысления и оптимизирования существования человека.

54. В чем смысл противостояния природно-естественного и искусственно-культурного?

1) природный мир живет по своим законам, которые враждебны человеку, а человек ведет себя как господин природы;

2) природный и человеческий миры живут по единым законам, принципиально не отличающимся друг от друга;

3) природный мир есть проявление мудрости космоса, а человеческий - воплощение глупости человека;

4) природный мир - воплощение хаоса, человеческий мир - гармонии и порядка.

55. Какую роль играет техника в культуре?

1) техника увеличивает мощь и энергию человека в его деятельности по преобразованию мира;

2) техника и цивилизация подчинила человека себе, приковала его к себе тяжелыми цепями, отняла свободу;

3) техника противостоит человеку как антигуманное начало, а со временем встанет выше человека;

4) техника есть проявление некрофильского начала в человеке, реализует его разрушительные инстинкты.

56. Какую главную идею выдвинули русские космисты?

1) человек - главная часть биосферы на планете Земля;

2) человек отвечает не только за себя, но и за всю биосферу, которая становится тем самым ноосферой;

3) человек стал геологическим фактором на планете;

4) человек житель не только планеты Земля, но и Космоса.

57. Что можно считать важнейшей предпосылкой возникновения «массовой культуры»?

1) изобретение печатного станка и тиражирование книг;

2) всеобщая грамотность и появление бульварной прессы;

3) изобретение кинематографа;

4) промышленная революция и приток в город массы работников из деревни.

58. Каковы важнейшие черты человека «массы»?

1) дисциплинированность и инициативность;

2) коллективизм и ответственность;

3) общительность и конформизм;

4) неспособность к творчеству и неблагодарность.

59. Какое позитивное влияние оказывает современная массовая культура на молодежь?

1) формирует простое понимание мира, не перегруженное избыточной информацией;

2) расширяет кругозор, уменьшает «зашоренность» и закомплексованность и обогащает представление о мире;

3) обеспечивает возможность взаимопонимания с людьми других стран;

4) позволяет познавать мир, узнать, как хорошо живут люди в других странах, и позавидовать им.

60. В чем ведущая направленность контркультуры?

1) легализация употребления наркотиков;

2) протест против господствующей, официальной системы ценностей;

3) сексуальная революция;

4) борьба за творческую свободу и возможность спонтанной самореализации.

61. Современное индустриальное общество испытывает духовный кризис, в чем его истоки?

1) нехватка ресурсов;

2) нецелесообразность и максимализм;

3) расточительность и безответственность;

4) рациональность и потребительство.


СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса философии культуры....................................  
Темы рефератов (контрольных работ).....................................  
Вопросы для повторения к зачету (экзамену)...............................  
Конспект лекций по философии культуры.................................  
Тесты по философии культуры...........................................  
   
   
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: