Социально-нравственные добродетели. ряд представлений о том, каким должно быть поведение истинного друга

ряд представлений о том, каким должно быть поведение истинного друга. Английские психологи М. Аргайл и М. Хендерсон проводили исследования и выявили ряд условий, которые, с точки зрения опрашиваемых (англи­чан, итальянцев и японцев), являются необходимыми для дружбы. Эти данные приведены в книге И. С. Кона «Дружба».

Итак, настоящий друг должен:

• рассказывать другу о своих успехах;

• оказывать ему эмоциональную поддержку;

• добровольно помогать ему в случае нужды;

• стараться, чтобы другу было приятно в его обществе;

• доверять ему и вызывать в нем ответную уверенность;

• защищать друга в его отсутствие.

Кроме этих основных требований к другу, исследова­тели выделили ряд дополнительных, которые, тем не менее, были отмечены многими людьми как важные:

• друг возвращает долги и оказываемые услуги;

• не критикует друга публично;

• сохраняет доверенные ему тайны;

• проявляет терпимость к остальным товарищам друга,
не ревнует и не критикует его личные отношения;

• не проявляет назойливости и не поучает друга;

• уважает внутренний мир и автономию друга.

Этот обзор показывает, что дружба — не просто ин­тимно-личностное избирательное отношение, но отно­шение в первую очередь нравственное, ибо она включает требования уважения, помощи, доверия, терпения — со­вокупность альтруистических стремлений.

Сколько у человека может быть друзей? Думается, не­много, если иметь в виду близкую дружбу, дружбу «пер­вого уровня», когда друг — это не только собеседник или даже соратник, но человек, с которым делятся личными секретами, советуются по кардинальным жизненным во­просам Настоящий друг — в чем-то alter ego — второе


______________________________________ Лекция 9

«я», вдохновитель и утешитель. Круг друзей «второго уров­ня» может быть более широк, и в него могут входить весьма разные люди, как бы дополняющие разные грани нашей личности. Плохо, когда друзья ревнуют тебя друг к другу и не ладят между собой, претендуя на единственность и избранность. Как я уже говорила, к этике дружбы отно­сится благожелательность ко всем иным личным отноше­ниям твоего друга, потому что друг — не вещь, которой владеешь, а свободная личность, имеющая полное право формировать свой собственный ареал общения. Однако несомненно то, что дружба — чувство всегда обоюдное. Возможна неразделенная страсть, но неразделенной друж­бы практически не бывает. Друзья могут ссориться, если один из них нарушает неписаные правила дружбы, они даже могут расстаться, порвав отношения из-за преда­тельства или простого расхождения интересов, но в ис­токе дружеских отношений всегда лежит взаимность.

Все ли люди в равной мере способны к дружбе? Легче всего сказать «да». Но справедливость требует отметить, что желание и умение дружить в немалой степени зави­сят от типа личности. К, Г. Юнг выделил два типа: «ин­тровертов» и «экстравертов». Экстраверты, открытые для внешнего мира, несомненно, более склонны к дружеско­му общению, чем интроверты, погруженные в свой внут­ренний мир. Точно так же выделенные Шелдоном три типа темперамента могут быть по-разному интерпретиро­ваны применительно к феномену дружбы. Так, тип ви-серотоника — активный, эмоциональный, повернутый вовне и нуждающийся в общении — испытывает потреб­ность в дружеском участии, охотно стремится к обмену мыслями и чувствами. Тип сомаготоникз — волевой и командный — склонен не к дружбе равных, а скорее, к симбиозам, в которых он берет на себя роль ведущего, друга-командира. Церебротоник и вовсе не страшится одиночества, напротив, его раздражает всякое, даже дру­жеское, посягательство на его автономность и внутрен-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: