Лекция 1О. мощены дороги в ад», что утопический романтизм обо­рачивается тиранией и культурным упадком

мощены дороги в ад», что утопический романтизм обо­рачивается тиранией и культурным упадком. Именно поэтому на роль морального примера в наши дни может скорее претендовать гуманистически настроенный зако­нопослушный гражданин, стремящийся к легальному со­вершенствованию наличной системы права, чем воин­ственный бунтарь.

Сфера самоотношения. Современный мир ориентиру­ет индивидов на самоуважение и заботу о себе. Именно индивид является центром творческой активности, внут­ренний мир каждого уникален и достоин внимания. Зна­менитый западный индивидуализм заключается в том, что в качестве главной цели человека полагается его собствен­ное благополучие и счастье, а не благополучие той или иной общности, куда он входит как составная часть. Другой вопрос, как именно понимать собственное бла­го. Можно, конечно, сводить его исключительно к мате­риальному и финансовому благополучию, самоутвержде­нию и власти, а можно усматривать это благо в полноте развития своих сущностных сил, своих способностей, в «продуктивном» (Э. Фромм) самопроявлении. Тогда личное благо оказывается неразрывно связано с благом других людей. Западное общество, ценности которого доминируют в мире, на первый план выдвигает отдель­ную личность с ее правами и приоритетами. Собствен­но, права человека — это права индивидуума. Вопросом о выработке практического самоуважения и любви к себе занята вся современная психотерапия, полагающая, что много бед происходит от того, что люди не умеют любить самих себя и самостоятельно о себе радеть.

Нельзя не отметить, что этот социально-нравствен­ный воспитательный ориентир несет в себе серьезное противоречие. В реальной жизни, где не так уж много людей занимаются этической рефлексией, однозначное выдвижение на первый план индивида оборачивается

12* 355


Зачем воспитывать человека?

расцветом эгоизма и прагматизма сознания. Человек, полностью и без раздумий принявший принцип инди­видуализма, рискует оказаться в конфликте с общнос­тями любого уровня от семьи и школьного класса до корпорации и нации.

Сфера отношений с другими. Развитое рыночное обще­ство наших дней диктует человеку не любовь или нена­висть к другим, но умение устанавливать паритетные партнерские отношения, что невозможно без значитель­ной доли терпимости к убеждениям, взглядам, веровани­ям и этнической принадлежности другого человека. Можно сказать, что идеальное отношение к другому должно быть лишено эмоциональных крайностей, это в первую очередь деловое отношение, взаимовыгодное и взаимоудобное, взаимно подстрахованное на случай разрыва установив­шихся связей. Отношения с другими, как правило, — договорные, ярким примером чему являются брачные кон­тракты. Моральный человек тот, который, уважая себя, уважает других с их свободой и правами, достигает согла­сия, выполняет заключенные контракты. Такой мораль­ный идеал, разумеется, лишен ореола сентиментальнос­ти, милой трогательности или горячности страсти, но он таков, каков есть, и мы не можем искажать его здесь в угоду собственным пристрастиям.

Национально-этническая сфера. Современный мир ори­ентирует индивидов на соединение патриотизма и космо­политизма, т. е. на способность гибко сочетать универ­сальность и чувство гражданина мира с приверженнос­тью интересам своей страны, с уважением к ее прошло­му и настоящему.

Сфера пола. Сегодняшнее отношение к вопросам пола противоречиво. Существует ориентация как на равенство полов, так и на идеалы классического патриархата, т. е.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: