мощены дороги в ад», что утопический романтизм оборачивается тиранией и культурным упадком. Именно поэтому на роль морального примера в наши дни может скорее претендовать гуманистически настроенный законопослушный гражданин, стремящийся к легальному совершенствованию наличной системы права, чем воинственный бунтарь.
Сфера самоотношения. Современный мир ориентирует индивидов на самоуважение и заботу о себе. Именно индивид является центром творческой активности, внутренний мир каждого уникален и достоин внимания. Знаменитый западный индивидуализм заключается в том, что в качестве главной цели человека полагается его собственное благополучие и счастье, а не благополучие той или иной общности, куда он входит как составная часть. Другой вопрос, как именно понимать собственное благо. Можно, конечно, сводить его исключительно к материальному и финансовому благополучию, самоутверждению и власти, а можно усматривать это благо в полноте развития своих сущностных сил, своих способностей, в «продуктивном» (Э. Фромм) самопроявлении. Тогда личное благо оказывается неразрывно связано с благом других людей. Западное общество, ценности которого доминируют в мире, на первый план выдвигает отдельную личность с ее правами и приоритетами. Собственно, права человека — это права индивидуума. Вопросом о выработке практического самоуважения и любви к себе занята вся современная психотерапия, полагающая, что много бед происходит от того, что люди не умеют любить самих себя и самостоятельно о себе радеть.
|
|
Нельзя не отметить, что этот социально-нравственный воспитательный ориентир несет в себе серьезное противоречие. В реальной жизни, где не так уж много людей занимаются этической рефлексией, однозначное выдвижение на первый план индивида оборачивается
12* 355
Зачем воспитывать человека?
расцветом эгоизма и прагматизма сознания. Человек, полностью и без раздумий принявший принцип индивидуализма, рискует оказаться в конфликте с общностями любого уровня от семьи и школьного класса до корпорации и нации.
Сфера отношений с другими. Развитое рыночное общество наших дней диктует человеку не любовь или ненависть к другим, но умение устанавливать паритетные партнерские отношения, что невозможно без значительной доли терпимости к убеждениям, взглядам, верованиям и этнической принадлежности другого человека. Можно сказать, что идеальное отношение к другому должно быть лишено эмоциональных крайностей, это в первую очередь деловое отношение, взаимовыгодное и взаимоудобное, взаимно подстрахованное на случай разрыва установившихся связей. Отношения с другими, как правило, — договорные, ярким примером чему являются брачные контракты. Моральный человек тот, который, уважая себя, уважает других с их свободой и правами, достигает согласия, выполняет заключенные контракты. Такой моральный идеал, разумеется, лишен ореола сентиментальности, милой трогательности или горячности страсти, но он таков, каков есть, и мы не можем искажать его здесь в угоду собственным пристрастиям.
|
|
Национально-этническая сфера. Современный мир ориентирует индивидов на соединение патриотизма и космополитизма, т. е. на способность гибко сочетать универсальность и чувство гражданина мира с приверженностью интересам своей страны, с уважением к ее прошлому и настоящему.
Сфера пола. Сегодняшнее отношение к вопросам пола противоречиво. Существует ориентация как на равенство полов, так и на идеалы классического патриархата, т. е.