Лекция IО

в качестве образца нравственного поведения может вы­ступать и человек, признающий права женщин, и сто­ронник мужского приоритета и господства, впрочем, бе­рущий на себя функции защиты и обеспечения слабого пола. Если в первом случае морально идеализируется вы­шеупомянутое деловое партнерство и уважение чужой свободы, то во втором воспроизводится нравственный идеал мужчины-героя, мужчины-добытчика. И тем и другим представлениям противостоит агрессивный феми­низм, выдвигающий в качестве нравственного образца совершенно самостоятельную и независимую женщину-амазонку, попирающую права мужчин и ставящую их в положение слабой стороны. Деловая супервумен конку­рирует с традиционным суперменом.

Идет непрерывная дискуссия о допустимости толеран­тного отношения к половым аномалиям. Наряду с об­разцом современного гуманиста, допускающего полную свободу действий сексуальных меньшинств, в культуре присутствует образ строгого блюстителя нравов, борю­щегося за традиционность в области секса.

Таковы основные социально-нравственные и ценнос­тные эталоны, существующие в современном мире и опре­деляющие пути воспитания. Разумеется, представленная мною модель не должна быть принята за прямую кальку реальности. Это лишь описание некоторых тенденций, характерных для рыночного общества конца тысячелетия. Даже на первый взгляд можно заметить, что воспитатель­ные маяки в нашей собственной стране по сей день во многом иные, и это естественно, ибо в реальном воспи­тательном процессе переплетаются актуальные задачи и традиции, выражаются особенности этнической культу­ры, черты исторически сложившегося менталитета. Нам просто надо иметь представление, каковы общемировые мировоззренческие и этические тенденции в формирова­нии новых поколений.


Зачем воспитывать человека?

2. Многоликий воспитатель

Вопрос о том, кто воспитывает новое поколение, лишь на первый взгляд может показаться простым. На самом деле это задача со многими переменными, с иксами и игреками, которую не сразу удается решить. Образован­ный и подготовленный педагог, Учитель с большой бук­вы не всегда выступает ключевой фигурой воспитатель­ного процесса. Нередко его место занято статистом, че­ловеком вялым и недалеким, лишь формально получив­шим гордое имя воспитателя. Может быть, именно по<-этому говорят, что главный воспитатель — жизнь, кото­рая лепит из глины задатков реальные способности, че­ловеческий характер и биографию.

Люди, проходящие через одни и те же жизненные ис­пытания, оказываются очень разными, различно думают и различно действуют. Причина этого не только в их врожденных индивидуальных особенностях, но и в том, что они получили разное воспитание, имели разных вос­питателей. Такими воспитателями могут быть как отдель­ные люди (отнюдь не педагоги), так и целые организа­ции или сообщества.

Воспитание бывает непосредственным (при личном контакте с ребенком) и опосредованным (при помощи различных культурных форм: художественных произведе­ний, радио, телевидения и т. д.). Главная функция вос­питателя — внедрение в сознание воспитанника опреде­ленного типа ценностей, ведущих ориентиров, способ­ных регулировать и контролировать поведение изнутри, как бы из души самого человека. «Нравственный закон во мне» (И. Кант) — всегда результат воспитания.

Обратимся к более подробному рассмотрению того, кто же именно оказывает максимальное морально-вос­питательное воздействие на личность. Первым воспита­телем человека выступает его ближайшее окружение,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: