Производственные и рыночные связи предприятия

Цель функционирования предприятия

При прежней административно-командной системе основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей. В условиях рыночной экономики эта цель остается наряду с целью получения максимально возможной прибыли.

Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Ведь бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует повышению эффективности производства.

Создавая предприятие, любой предприниматель должен иметь перед собой четкую идею. Эта идея должна быть подкреплена системой получения заказов на свою продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции (услуг) должен быть обеспечен необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы должны быть отражены в бизнес-плане.

Важным качеством предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого необходимо быть компетентным в выбранной сфере деятельности. Следует подобрать надежных партнеров. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо организовать маркетинговые исследования, уметь поддерживать неформальные связи и официальные отношения, как с поставщиками, так и с потребителями продукции (заказчиками).

В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:

научной организации производства;

научной организации труда (НОТ);

научной организации управления.

Научная организация производства имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это эффективно функционирующие производственное оборудование и технология и упорядоченные взаимосвязи работников.

Задачи НОТ – построение здоровых формальных отношений работников в коллективе. НОТ включает систему мер по созданию условий эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены финансовыми ресурсами предприятия.

Научная организация управления – это система технических и организационных средств, обеспечивающих целенаправленное воздействие на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она обеспечивает их взаимодействие в целях достижения наилучшего технико-экономического эффекта.

Любая предпринимательская деятельность – это организация взаимосвязей между людьми. И чем более умело она регулируется, тем больше возможностей в получении экономической выгоды и прибыльности понесенных затрат.

В условиях рыночной экономики любое предприятие (предприниматель), занимающееся производственной деятельностью, сталкивается с множеством проблем.

Первая из них – найти свою «хозяйственную нишу». Для этого необходимо изучить состояние рынка, спрос и предложение на те или иные товары в соответствующем регионе. Изучаются возможности получения льгот – налоговых, заемных и других, т.е. определяются условия инвестирования средств. Все эти данные открыты, доступны. Они содержатся в многочисленных публикациях, в статистической информации, в законодательных актах. Определив свою «хозяйственную нишу», устанавливается специализация предприятия. Оцениваются возможности будущих потребителей, узнаются возможные сведения о конкурентах, решаются вопросы о технике и технологии.

Немаловажное значение имеет выбор формы предпринимательства (предприятия), возможность выбрать индивидуальную и коллективную формы деятельности. Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Его предприятие является частным, оно принадлежит ему на праве собственности. В случае неудачи собственник несет полную ответственность по обязательствам предприятия. Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы. Выбор формы предприятия – весьма ответственное дело. Поэтому не следует ограничиваться собственной интуицией. Необходимо учитывать и хозяйственную, и правовую среду, в которой предстоит действовать предприятию.

Следующий шаг – формирование производственной базы. Предпринимателю следует приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. Здесь предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами. Работники нанимаются на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.

Важный этап – привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя для начала дела, как правило, не достаточно. Потребуются заемные средства. Возможно, выпустить акции и другие пути. В этих случаях предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, приобретающими его акции. Для получения кредитов заключаются договора с коммерческими банками.

Предоставление банками кредитов предприятиям нередко сопровождается различными видами страховых операций. Страхованию могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и другое. В этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями.

Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку ЦБ. Это взаимоотношения предприятия с фондовыми рынками, кредитно-финансовыми институтами, инвестиционными фондами.

Таков перечень производственных и рыночных связей предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: