Планирование ИСУ

Планирование исследования системы управления

Лекция 8. Планирование и организация исследования систем управления

Любое исследование систем управления начинается с составления про­граммы.

Программа исследований - это комплекс положений, определяющих цели и задачи, предмет, условия проведения, исследование ресурсов, предполагаемый результат.

Программа и план имеют много общего, но программа - это средство дос­тижения цели, форма ее конкретизации, а план - организующий фактор после­довательного движения к цели.

План исследования - организационная основа исследования, предпола­гаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) про­ведения исследования.

Программа разрабатывается на основе:

-определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпора­ции, предприятия, офиса и пр.);

-определения проблем ее развития;

-выделения ключевых проблем.

Программа должна давать ясный ответ на вопросы:

-зачем необходимо проводить исследование;

-что исследовать;

-какими средствами и методами. Она должна содержать:

-обоснование предмета исследования (важность и актуальность проблемы);

-общее содержание исследуемой проблемы;

-ее роль относительно других проблем;

-необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные ограничения и пр.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

1. Цель проведения исследований.

2. Содержание проблемы, ее актуальность и важность.

3. Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования.

4. Обеспечение исследования ресурсами.

5. Предполагаемый результат и эффективность исследования.

Планирование исследования необходимо для расчета и определения органи­зационных характеристик его проведения:

-формирования групп;

-установления функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и пр.;

-распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве;

-ограничения времени;

-определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования);

-установления точек и методов контроля.

План представляет собой организационную конкретизацию программы ис­следования. Он соединяет желаемый вариант решения проблемы с организаци­онными возможностями. В процессе решения проблем могут возникать возму­щающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Иногда они за­ставляют оперативно корректировать план. Бывают случаи, когда план может быть полностью отменен.

Поэтому по сложным проблемам исследования полезно разрабатывать ал­горитм исследования, предусматривающий:

- возможные возвратные операции в случае принятия неудачных решений или возникновения непредвиденных трудностей;

- быстро находить адрес таких возвратов.

В этом случае составляется гибкий план исследований. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные сроки выполнения работ, имеются до­полнительные пункты согласования и оценки результатов.

Разделенные процедуры составления программы, алгоритма, плана иссле­дования, очень полезны для обеспечения эффективности исследования, но в ре­альной практике не всегда присутствуют.

Возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном документе при условии соблюдения требований к их разработке.

Основные принципы планирования исследования:

1. Принцип конкретности формулирования заданий.

План должен состоять из предельно конкретно и ясно сформулированных заданий. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений.

2. Принцип организационной значительности.

План должен соответствовать организации деятельности исследовательских групп или предлагать новые организационные формы, необходимые для его ус­пешного выполнения.

3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.

Задания должны соответствовать определенной трудоемкости их выполнения.

4. Принцип интеграции деятельности. План должен:

-учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений;

-стать фактором объединения их усилий;

-исключать дублирование и конфликтные ситуации.

5. Принцип контролируемости.

Не следует включать в план задания, которые трудно контролировать.

6. Принцип ответственности.

В плане не должно быть заданий, не имеющих адреса и исполнителя.

7. Принцип реальности.

План должен содержать только выполнимые задания. Реальность выполнения заданий плана должна определяться:

- наличием ресурсов;

- расчетами времени;

- квалификацией исследователей;

- использованием опыта аналогичных работ;

- организационными возможностями;

- наличием соответствующей техники и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: