Планирование исследования системы управления
Лекция 8. Планирование и организация исследования систем управления
Любое исследование систем управления начинается с составления программы.
Программа исследований - это комплекс положений, определяющих цели и задачи, предмет, условия проведения, исследование ресурсов, предполагаемый результат.
Программа и план имеют много общего, но программа - это средство достижения цели, форма ее конкретизации, а план - организующий фактор последовательного движения к цели.
План исследования - организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования.
Программа разрабатывается на основе:
-определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.);
-определения проблем ее развития;
-выделения ключевых проблем.
Программа должна давать ясный ответ на вопросы:
-зачем необходимо проводить исследование;
-что исследовать;
-какими средствами и методами. Она должна содержать:
-обоснование предмета исследования (важность и актуальность проблемы);
-общее содержание исследуемой проблемы;
-ее роль относительно других проблем;
-необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные ограничения и пр.).
Программа, как правило, состоит из следующих разделов:
1. Цель проведения исследований.
2. Содержание проблемы, ее актуальность и важность.
3. Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования.
4. Обеспечение исследования ресурсами.
5. Предполагаемый результат и эффективность исследования.
Планирование исследования необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения:
-формирования групп;
-установления функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и пр.;
-распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве;
-ограничения времени;
-определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования);
-установления точек и методов контроля.
План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он соединяет желаемый вариант решения проблемы с организационными возможностями. В процессе решения проблем могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Иногда они заставляют оперативно корректировать план. Бывают случаи, когда план может быть полностью отменен.
Поэтому по сложным проблемам исследования полезно разрабатывать алгоритм исследования, предусматривающий:
- возможные возвратные операции в случае принятия неудачных решений или возникновения непредвиденных трудностей;
- быстро находить адрес таких возвратов.
В этом случае составляется гибкий план исследований. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные сроки выполнения работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.
Разделенные процедуры составления программы, алгоритма, плана исследования, очень полезны для обеспечения эффективности исследования, но в реальной практике не всегда присутствуют.
Возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном документе при условии соблюдения требований к их разработке.
Основные принципы планирования исследования:
1. Принцип конкретности формулирования заданий.
План должен состоять из предельно конкретно и ясно сформулированных заданий. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений.
2. Принцип организационной значительности.
План должен соответствовать организации деятельности исследовательских групп или предлагать новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.
3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.
Задания должны соответствовать определенной трудоемкости их выполнения.
4. Принцип интеграции деятельности. План должен:
-учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений;
-стать фактором объединения их усилий;
-исключать дублирование и конфликтные ситуации.
5. Принцип контролируемости.
Не следует включать в план задания, которые трудно контролировать.
6. Принцип ответственности.
В плане не должно быть заданий, не имеющих адреса и исполнителя.
7. Принцип реальности.
План должен содержать только выполнимые задания. Реальность выполнения заданий плана должна определяться:
- наличием ресурсов;
- расчетами времени;
- квалификацией исследователей;
- использованием опыта аналогичных работ;
- организационными возможностями;
- наличием соответствующей техники и пр.