Под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов разных территориальных уровней.
Бюджетная система РФ включает в себя три уровня:
· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,
· бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,
· местные бюджеты.
Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Ведущее звено бюджетной системы РФ принадлежит федеральному (государственному) бюджету, с помощью которого перераспределяется до 50% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.
Особое место в бюджетной системе занимают местные бюджеты, в которых традиционно более высока по сравнению с государственным бюджетом доля средств, направляемых на социальные нужды. В силу хронической дефицитности местные бюджеты получают дотации, субвенции и субсидии, кредиты из бюджетов вышестоящего уровня, привлекают средства путем выпуска местных облигационных займов.
1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единство бюджетной классификации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
3. Полнота бюджета означает, что бюджет должен отражать все необходимые виды расходов средств и источников доходов.
4. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования их дефицита.
5. Эффективность и экономность использования бюджета означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
6. Общее или совокупное покрытие расходов бюджетов означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования их дефицита.
7. Реальность бюджета означает, что его показатели должны рассчитываться на основе обоснованных норм и быть реальными для выполнения, а доходная часть должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет.
8. Гласность бюджета реализуется через принятие законов и постановлений по бюджетам и их публикации в открытой печати.
9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением их направления на конкретные цели.
11. Самостоятельность бюджета заключается в том, что утверждение любого бюджета осуществляются соответствующими органами власти, которые разработали этот бюджет. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их расходования. К собственным доходам относятся налоги и сборы, поступающие в данный бюджет, доли федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за данным бюджетом на постоянной основе, другие собственные доходы.