Бюджетный процесс. Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс регламентируется:

· Бюджетным кодексом РФ

· Соответствующим законом субъекта Федерации

· Соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

· Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета.

· Реальность планируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и расходов бюджетов.

· Гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов.

· Соблюдение бюджетной классификации.

· Периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год.

· Отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

· Составление проектов бюджетов

· Рассмотрение и утверждение бюджетов

· Исполнение бюджетов

· Подготовка, рассмотрение отчета об исполнении бюджета и его утверждение

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.

Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

· Президент РФ

· Государственная Дума Федерального Собрания РФ

· Совет Федерации Федерального Собрания РФ

· Правительство РФ

· Орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета – Министерство финансов РФ

· Орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета – Федеральное казначейство

· Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета

· ЦБ РФ

· Счетная палата РФ

· Государственные внебюджетные фонды

· Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

· Иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия

· Органы денежно-кредитного регулирования

· Органы государственного и муниципального финансового контроля

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Составление бюджета основывается на:

· Бюджетном послании Президента РФ

· Прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год

· Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год

· Прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год

· Плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность – минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующего бюджета.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и начинается оно за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего планируемому году.

При составлении бюджета используются следующие методы:

1. метод экономического анализа – определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения

2. нормативный метод – основывается на установлении нормы определенной статьи расхода. Умножением единиц на эту норму устанавливается общая сумма расхода.

3. экстаполяционный метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

Этапы формирования федерального бюджета:

На 1 этапе формирования федерального бюджета осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выработанного плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год Минфин РФ осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов в соответствии с функциональной классификацией и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения об увеличении или сохранении минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

На 2 этапе формирования федерального бюджета производится распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств, а также разработка предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сферы, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия таких нормативных правовых актов или об их поэтапном введении. Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году.

Несогласованные вопросы по бюджетному проектированию в предстоящем году подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно проект федерального закона представляется Президенту РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

Срок подготовки к первому чтению – 30 дней со дня внесения проекта закона о бюджете в Государственную Думу Правительством РФ.

Предмет первого чтения – обсуждение концепции бюджета и прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, основных направлений бюджетной и налоговой политики, основных принципов и расчетов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ и основных характеристик бюджета, к которым относятся:

· Доходы федерального бюджета

· Распределение доходов от федеральных налогов и сборов

· Дефицит федерального бюджета в сумме и в процентах к расходам

· Общий объем расходов федерального бюджета

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

При рассмотрении проекта в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Затем Госдума рассматривает проект в четвертом чтении. На этом этапе рассмотрения законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. После голосования в четвертом чтении в Думе проект закона о бюджете становится законом.

Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение 5 дней после его принятия.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления его Госдумой. При этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Порядок исполнения бюджета устанавливается Правительством РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается проводить операции минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Единый счет федерального бюджета находится в ЦБ РФ. Федеральное казначейство вправе открывать иные счета.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета более чем на 10% годовых вводится режим блокировки расходов бюджета. Блокировке могут быть подвергнуты:

· расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом либо законом о бюджете

· расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования

Если при исполнении бюджета получены доходы сверх утвержденных законом о бюджете, они направляются на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Если такие доходы получены бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности, они направляются на финансирование расходов данных учреждений.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Его составляет Министерство финансов РФ и представляет в Правительство РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: