Бюджет
Бюджет – централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне управления для обеспечения функций соответствующих органов власти (государственной, местной).
Сущность бюджета проявляется в его функциях.
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи 2 функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Контрольная функция осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. Бюджетный контроль преследует в основном 3 цели:
· Мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;
· Соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;
· Повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:
· Государственное и муниципальное управление;
· Осуществление международной деятельности государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей среды, культурные связи);
· Национальная оборона;
· Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
· Функционирование федеральной судебной власти;
· Проведение фундаментальных исследований и содействие НТП;
· Развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);
· Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
· Обеспечение обороноспособности страны;
· Развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
· Осуществление социальной политики.
Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение года с 1 января по 31 декабря.
Помимо бюджета существует такое понятие как консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъектов РФ.
Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджет муниципальных образований и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.
Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению, а используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированного бюджета являются также основанием для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета.
Важнейшая составляющая устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Функциями бюджетной классификации являются:
· Обеспечение бюджетного планирования
· Обеспечение единства бюджетной системы
· Обеспечение достоверности данных о расходах и доходах
· Обеспечение сопоставимости данных о расходах и доходах
Классификация доходов бюджетов – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
В составе доходов бюджетов выделяют следующие основные группы:
· налоговые доходы
· неналоговые доходы
· безвозмездные перечисления
· доходы целевых бюджетных фондов
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы.
Собственные – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной или долговременной основе полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) за соответствующими бюджетами. Такие доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. К ним относятся:
· налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
· неналоговые доходы в перечне, представленном выше;
· иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
К регулирующим доходам относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Рис.. Классификация расходов государственного бюджета РФ
Функциональная классификация расходов позволяет четко выделять целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Функциональная классификация расходов бюджетов – группировка расходов бюджетов всех уровней, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Экономическая классификация расходов позволяет:
· свести расходы в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы (текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии);
· более детально распределять расходы по их предметному признаку (заработная плата, начисления, выплаты населению и др.).
Ведомственная классификация расходов позволяет осуществляет адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям – федеральным министерствам и ведомствам, другим органам.
В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды.
Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете. Средства такого фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.
В составе федерального бюджета в качестве его составной части, относящейся к капитальным расходам, формируется Бюджет развития,средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:
· внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели,
· части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности,
· доходов федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития,
· доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности,
· отчисления части поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг в доле, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год,
· 50% сумм превышения фактически поступивших доходов от внешнеэкономической деятельности над доходами от этой деятельности, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год,
· других источников, предусмотренных законодательством.
Средства бюджета развития направляются на:
· финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. В качестве критерия выделения инвестиций служит обязательство-согласие региона на сокращение в будущем передаваемых ему трансфертов на текущее социальное финансирование.
· исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.
Выделение средств осуществляется в форме субвенций в основном на возвратной основе.
В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Бюджет составляется на бюджетный или финансовый год. В РФ финансовый год установлен с 1 января по 31 декабря. Кроме финансового года устанавливают счетный период продолжительностью 13 месяцев. Он включает в себя финансовый год и один льготный месяц для завершения операций по выполнению бюджета.
Основными характеристиками любого бюджета являются:
· объем доходов бюджета,
· объем расходов бюджета, в т.ч. бюджета текущих расходов и бюджета развития,
· превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам,
· дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня,
· размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня,
· перечень доходов и нормативов фиксированных долей расходов (в процентах), закрепляемых за бюджетом нижестоящего территориального уровня,
· оборотная кассовая наличность.
Доходы бюджета должны равняться его расходам. Превышение доходов над расходами – это профицит бюджета, т.е. свободный остаток денежных средств. Изъятию он не подлежит.
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:
· Сократит привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности
· Сократит привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета)
· Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств
· Увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней
Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджетов путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Профицит может быть первичным и вторичным. Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Уровень дефицита определяется в процентах к сумме расходов.
Дефицит бюджета может покрываться за счет дотаций, субвенций, средств из фонда финансовой поддержки региона, а также за счет кредитов и займов.
При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. При этом размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Дефицит бюджета рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, если он более 20% - это критический дефицит.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение установленного уровня дефицита или незначительное снижение поступления доходов, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшим органом власти. Кроме защищенных статей могут быть и другие статьи, секвестр по которым невозможен. Например, расходы по погашению внешнего и внутреннего долга, заработная плата, стипендии, социальные пособия и т.п. Секвестрование расходов осуществляется введением Федеральным собранием РФ чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования бюджетных средств.
Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынка.