Вопрос 3. Способы правового регулирования

Чтобы побудить граждан и иных лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод и тем более обеспечить надлежа­щее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений. Современная правотворческая практика знает шесть таких способов: запреты, доз­воления, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.

Запрет понимается как возложенная на граждан и иных лиц обязан­ность воздерживаться от запрещенных нормой права действий. Для нор­мы, содержащей запрет, любое поведение является допустимым и безразличным, если лицо не совершает действий, запрещенных нор­мой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы-запреты содержатся в Уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.

Дозволение выражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частно­сти, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкаль­ного произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать другим лицам или обязать их реализовать пре­доставленное гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.

Дозволение как способ правового регулирования находит широ­кое применение в нормах, призванных побудить личность к твор­ческой деятельности, к реализации ее способностей, навыков, уме­ний в предметно-практической или научной деятельности по созда­нию материальных или духовных благ. Между тем решение о реализации дозволения личность принимает самостоятельно, без ка­кого-либо внешнего и тем более государственного принуждения. Действенным стимулом реализации дозволения является возмож­ность личности самостоятельно и своими действиями (без помощи других лиц) удовлетворить собственные интересы, а также интересы других лиц, общества и государства.

Правомочие представляет собой такой способ правового регулиро­вания, когда норма права наделяет гражданина или иное лицо возмож­ностью требовать определенного поведения от другого лица. Так, на­пример, покупатель правомочен требовать от продавца передачи купленной вещи. Дети имеют право на материальное обеспечение и надлежащее воспитание от своих родителей. Кредитор вправе тре­бовать от должника возврата долга по истечении установленного договором срока. Таким образом, основное отличие правомочия от дозволения состоит в том, что гражданин, иное лицо не могут реа­лизовать предоставленного им права собственными силами, свои­ми действиями. Они неизбежно должны прибегнуть к помощи дру­гого лица.

Несовпадение в одном лице управомоченной и обязанной сто­рон объясняется прежде всего общественным разделением труда. Как уже говорилось ранее, большую часть своих потребностей человек способен удовлетворить, прибегая лишь к помощи других лиц, пользуясь их услугами, их действиями. Трудно представить жизнь современного человека без окружающих и обеспечивающих его жизнь образовательных и медицинских учреждений, магазинов, ате­лье, театров, библиотек, музеев, транспорта, строительных и ремон­тных, промышленных и других предприятий. Все отношения, в ко­торые вступает человек с названными и другими предприятиями, учреждениями, а также предприятия и учреждения между собой, сво­дятся к единому типу: одно лицо в силу действующих норм права правомочно требовать определенного поведения от другой, обязан­ной стороны правоотношения.

Правомочие, как и дозволение, является мерой возможного по­ведения. Обладая каким-либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию, и никакой государственный орган, должно­стное лицо не могут обязать его реализовать соответствующее право. Так, каждый совершеннолетний гражданин имеет право вступить в брак, образовать семью. Общество и государство непосредственно заинтересованы в упрочении и развитии семейных отношений, вос­производстве и увеличении населения страны. Если гражданин не создает своей семьи, то такое его поведение может осуждаться обще­ственным мнением. Однако государство не будет принимать каких-либо принудительных мер к гражданину и предписывать ему под стра­хом уголовного или иного юридического наказания исполнить пре­доставленное право на вступление в брак.

Особым способом правового регулирования является позитивное обязывание, т.е. закрепленное нормами права предписание гражданам, иным лицам совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность слу­жить в армии, уплатить стоимость покупки, оказать предусмотрен­ную договором услугу и др.) либо воздержание от конкретных дей­ствий (не чинить препятствий собственнику пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом, не покушаться на права и свободы дру­гих лиц и др.).

Применение позитивного обязывания как способа правового ре­гулирования обусловливается использованием в праве правомочий, которые без соответствующих действий другой обязанной стороны не могут воплощаться в реальной жизни, конкретных правоотноше­ниях. Поэтому количество закрепленных в праве позитивных обя­занностей неизменно соответствует числу правомочий. В противном случае могут создаваться ситуации, когда правомочие будет некому исполнять, и оно останется только на бумаге.

Позитивное обязывание — это мера должного поведения. Лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенное действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим обра­зом. Неисполнение позитивной обязанности является правонаруше­нием и влечет за собой юридическую ответственность. Государство, его органы принимают необходимые меры к лицу, уклоняющемуся от исполнения юридической обязанности, и принуждают его надле­жащим образом исполнить эту обязанность, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде штрафа, конфиска­ции, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убыт­ки и др. Так, все граждане РФ обязаны платить федеральные и мест­ные налоги. В случае несвоевременного исполнения этой обязанно­сти виновные лица привлекаются к административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, с них в принудительном порядке взыскиваются неуплаченные вовремя налоги.

Для того, чтобы побудить гражданина, иное лицо активно пользо­ваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо доброволь­но исполнять обязанности, государство в нормах права нередко уста­навливает материальные и моральные стимулы. Как способ правового регулирования стимулирование выражается в закреплении нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведе­ния выражаются следующим образом: в виде 1) получения материаль­ных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные пра­воотношения; 2) дополнительных материальных вознаграждений, пре­мий, доплат, льгот; 3) моральных стимулов — почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.

Действенным способом правового регулирования являются сан­кции. С их помощью государство стремится побудить граждан и иных лиц надлежащим образом исполнять возложенные на них юридичес­кие обязанности. Государство устанавливает меры наказания в нор­мах права, делает их гласными и общеизвестными. Каждый правонарушитель заранее знает либо должен знать, что его ожидает в слу­чае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой права.

Без заранее установленных санкций невозможно обосновать спра­ведливость и законность наказания при рассмотрении конкретных дел и применении ответственности за совершенное правонарушение. Только законодатель, формулируя нормы права, в состоянии правиль­но определить степень социальной опасности деяний, посягающих на эти нормы, и, соответственно, меру наказания за совершение та­ких деяний.

В процессе правотворчества государство использует способы пра­вового регулирования в самых различных сочетаниях и связях. При регулировании одних общественных отношений приоритет отдает­ся дозволениям и стимулам, тогда как в другой сфере общественных отношений решающее значение имеют запреты и санкции. При этом современное демократическое государство руководствуется двумя принципами правового регулирования: 1) признавать разрешенным все, что прямо не запрещено законом, 2) признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.

Первый принцип находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права. Государство на­деляет граждан, их объединения широкими свободами в экономи­ческой, культурной и иных социальных сферах. Свободное предпри­нимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и могут интересовать го­сударство в той мере, в какой предоставленная свобода может нано­сить вред правам и свободам других лиц. Поэтому государство не пытается и не должно пытаться детально регламентировать поведе­ние граждан, иных лиц, подробнейшим образом предписывать им, как следует поступать в каждом конкретном случае. Достаточно ис­черпывающим образом установить запреты, которых не должны на­рушать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А все, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответ­ственно, правомерным.

Принцип правового регулирования, согласно которому запреще­но все, кроме прямо разрешенного, наиболее широко используется при регулировании общественных отношений, связанных с органи­зацией и деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в сфере публичного права. Государственному органу и долж­ностному лицу законом или иным актом устанавливается точный, строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им раз­решается делать при осуществлении властных полномочий.

Иной принцип регулирования деятельности государственных ор­ганов и должностных лиц неизбежно порождал бы в обществе анар­хию и беспорядок. Каждый делал бы то, что считал нужным. Между тем государство как единый целостный механизм может эффектив­но действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих органов. Выход за пределы предоставленных правомочий категорически запрещен, признается превышением или злоупотреблением властью или служебным поло­жением, иным правонарушением. Поэтому государство принимает действенные меры к тому, чтобы все его органы и должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции и не наруша­ли правомочий других органов.

Истории государства и права известны так называемые полицей­ские государства, где принцип, применяемый при регулировании отношений в сфере деятельности государственных органов, непра­вомерно распространялся на область частно-правовых отношений. В обществе устанавливался режим, согласно которому граждане, иные лица могли делать лишь то, что прямо установлено законом. Отсутствие специального разрешения на какие-либо действия тол­ковалось как их запрет. Однако такой принцип правового регулиро­вания является малоэффективным и недемократичным. Граждане необоснованно ограничиваются в их свободах, а государство посто­янно и необоснованно вмешивается в их личную жизнь. Граждане должны согласовывать свои действия с конкретными органами государства, испрашивать у них разрешения по самому широкому кру­гу вопросов, что приводит к чиновничьему произволу, расцвету бю­рократизма и грубейшим нарушениям прав человека.

Следовательно, государство не может произвольно применять принципы и способы правового регулирования. Его активная сози­дательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: