Вопрос 4. Пределы правового регулирования

Российские правоведы признают, что правовое регулирование общественных отношений имеет свои границы. Выход за них пред­ставляет собой грубый произвол, вторжение государства в неподвла­стные ему сферы социального регулирования. Однако вопрос о том, каковы границы правового регулирования и каким образом можно безошибочно отделять сферу правого регулирования от социально­го, остается пока что недостаточно исследованным и во многом дис­куссионным.

Пределы правового регулирования — это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему обществен­ных отношений. При этом можно говорить о границах в трех сферах: 1) системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании; 2) деятельности государства по формиро­ванию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений; 3) ис­пользовании государством способов правового регулирования.

Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует свободно личность, сообразно собственному со­знанию и с учетом имеющихся ценностных ориентации, моральных, иных социальных неюридических норм и личных интересов. Подоб­ным образом личность действует: 1) при реализации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литератур­ного, художественного, научного и других видов творчества; 2) в сфере личных семейных взаимоотношений; 3) в качестве члена обществен­ных либо религиозных объединений.

На долю государства приходится регулирование вопросов, свя­занных с обеспечением реальной свободы личности, устранением любых препятствий, которые могут исходить от других лиц и орга­нов государства. Одновременно государство устанавливает границы свободы личности, выход за которые создает реальную угрозу при­чинения вреда другим лицам, обществу и государству. Ибо личная свобода остается частным делом постольку, поскольку она не пося­гает на права и свободы других лиц. В зависимости от тяжести пося­гательства на права других лиц и иных обстоятельств злоупотребле­ние свободой может признаваться государством административным проступком либо преступлением.

Конституционная свобода совести и вероисповеданий, например, предоставляет каждому гражданину весьма широкий спектр его воз­можных действий. Гражданин может исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеж­дения и действовать в соответствии с ними. Государство не только не вмешивается в предоставленную гражданам свободу совести, но и ус­танавливает уголовную ответственность за незаконное воспрепят­ствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов. В то же время государство принимает меры по охране прав и здоровья граждан от нарушений, которые могут допус­каться религиозными объединениями, злоупотребляющими своей сво­бодой. Действующим УК РФ признается преступлением создание ре­лигиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения своих юридических обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а также участие в деятельности такого объединения.

Право не только отражает общественные отношения, но и в определенной мере творит их. Так, вне правового опосредствования не могут существовать структура, компетенция и порядок деятельности государственных органов и должностных лиц, правосудие, деятель­ность органов следствия и дознания, разного рода налоги. Благодаря праву государство получает возможность охранять и развивать отно­шения, которые в обществе могут находиться в стадии становления, но с которыми государство связывает дальнейшее прогрессивное развитие общества в целом или его отдельной сферы.

Творческая, созидательная роль права весьма ярко проявилась в Российской Федерации в 90-х годах, когда были проведены меры по восстановлению рыночной экономики и формированию правового государства. Конституция РФ, федеральные законы и иные норма­тивно-правовые акты утвердили и провели в жизнь новую по срав­нению с той, которая имела место в СССР и сохранялась временно в условиях Российской Федерации, систему экономических и поли­тических отношений. В частности, была проведена приватизация значительной части государственных предприятий. Система Сове­тов народных депутатов, соединявшая в одном лице исполнитель­ную и законодательную власть, была заменена системой государ­ственных органов, основанной на принципе разделения законода­тельной, исполнительной и судебной властей. Граждане получили ряд дополнительных прав и свобод, но лишились возможности удовлет­ворять значительную часть своих потребностей из общественных (го­сударственных) фондов потребления.

Таким образом, государство выступало и выступает мощным сред­ством реформирования и преобразования общественных отношений. Любой вновь принимаемый закон, иной нормативно-правовой акт содержит ту или иную совокупность норм, направленных на преоб­разование, совершенствование системы общественных отношений, развитие и охрану отношений, с которыми общество и государство связывают свое прогрессивное развитие и наиболее полное удовлет­ворение потребностей и интересов личности.

Однако творческая роль права по созданию и развитию новых порядков является отнюдь не беспредельной. В своих реформаторс­ких устремлениях государство оказывается по преимуществу огра­ниченным. Любая, самая благая мера государства может привести к социально полезным результатам при одном непременном условии - правовые нормы должны соответствовать экономическим, полити­ческим, правовым и иным социальным закономерностям, а также учитывать конкретно-исторические условия действия этих законо­мерностей.

Многовековая история человеческого общества убедительно по­казала, что уровень развития права не может быть выше экономи­ческого и культурного уровней развития общества. Это положение означает, что право может закреплять различные способы распреде­ления и потребления произведенных материальных и духовных благ. Однако все такие способы оказываются реальными и выполнимыми в той мере, в какой реально учитывают экономическое положение страны. С помощью права нельзя распределять блага, которые об­щество вследствие неразвитости промышленности, строительной индустрии, инфраструктуры не производит и не в состоянии произ­вести.

В условиях бывшего СССР неоднократно принимались норма­тивно-правовые акты с целью повышения благосостояния населе­ния и обеспечения его потребностей в жилье, товарах народного потребления и продовольствии. Но все эти акты остались по пре­имуществу благими пожеланиями, поскольку существующий эко­номический потенциал страны не мог создать требуемой правом совокупности материальных благ. Государство не смогло удовлет­ворить всех потребностей населения страны в жилище, оказалось не способным обеспечить своих граждан сельскохозяйственными и продовольственными товарами. Вместо обещанного норматив­ными актами изобилия страна к концу 80-х годов имела острый де­фицит товаров народного потребления.

Способность экономики страны производить материальные бла­га является объективным фактором, не зависящим от воли и жела­ния отдельных лиц или государства. Последнее может только учиты­вать закономерности, в соответствии с которыми развивается эко­номика, и руководствоваться ими в своей деятельности по правовому регулированию общественных отношений.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: