Развитие философии в России началось значительно позднее, чем в Западной Европе, - только в XIX веке

Третья черта развития философского мировоззрения в России, оказавшая существенное влияние на содержательную его сторону явилось отсутствие у неё такого наследия, каким для Западной Европы был античный мир. Запад всегда сознавал себя наследником античной философии. Тесная преемственная связь здесь осуществлялась благодаря тому, что латинский язык был языком церкви. Поэтому Европа и европейская философия через латинский язык получила и готовую философскую терминологию, и основные философские учения, которые в Древней Греции были чрезвычайно богаты в содержательном отношении. Известно, сколь высоко развитыми были древнегреческие философия и искусство. Это было богатое наследство. Россия его не имела.

Начало религиозной философии положили И.Киреевский и В.Хомяков. Их программу выполнил В.Соловьёвпервый, кто в России создал философскую систему. До него, конечно, высказывались отдельные философские взгляды, воззрения, строились учения, но целостной системы не было. После В.Соловьёва продолжили развитие русской религиозной философии Сергей и Евгений Трубецкие, Павел Флоренский (его называли «русским Леонардо да Винчи»), Сергей Булгаков, Н.Бердяев, Н.Лооский, С.А.Аскольдов, С.Л.Франк, Вяч.Иванов, К.Мережковский, Д.Карсавин, Вас. Зеньковский и т.д.

Культурно-историческиеособенности обусловили и специфику содержательной стороны русской философии.Во-первых, отсутствие рационализма, античного наследия и религиозный характер мировоззрения заставили русских философов по-своему искать и найти основную часть философии не в учении о познании (гносеологии, что чрезвычайно характерно было для западноевропейской философской традиции), но в учении о жизни. Это была в большей мере философия жизни. Не случайно, что многие русские философы стояли на позициях экзистенциализма, обращаясь в своих учениях к проблемам человека, его сущности и существования (экзистенции), его души, духовного мира, нравственных характеристик («оправдание добра», «смысл любви» - произведения Вл. Соловьёва). Отсутствие теории познания как центра философии означало, что русские мыслители не вообще отодвигают теорию познания, но сдвигают её лишь с центрального места, признавая тем самым, что не познание является первичным и определяющим в человеке. И к познанию человеческая жизнь вовсе не сводится, она шире, богаче. Познание признаётся лишь частью нашего действования, но главное – это общее отношение человека к миру. Таким образом, основными вопросами русской философии были не вопросы гносеологии (учения о познании), но вопросы онтологии (учения о мире).

Во-вторых, надо сказать, что ещё в большей мере, чем онтологизм, русскую философию характеризует пристальное внимание к человеку. Учения о человеке (антропология) – основное содержание отечественной философской мысли. Она, несмотря на свой религиозный характер, больше всего занята темой человека, его судьбой, смыслом жизни, целях истории, путях развития общества и т.п. поэтому в русских философских исканиях всегда доминирует моральная установка. Если (как противопоставление) философию Гегеля характеризовал «панлогизм», то философию Л.Толстого – «панморализм». Эту черту можно найти у любого русского философа и писателя (писатели в России, как правило, были философами).

Итак, русская философия антропоцентрична и в качестве основной имеет моральную установку, ставя перед собой вопрос «как жить человеку в этом мире». Все философские системы, так или иначе этот вопрос решают. Отсюда третья характеристика их содержательной стороны – постоянное обращение к социальной проблематике, особенно – к социальной истории: они всегда озабочены вопросами смысла истории («Смысл истории» - работа Н.А.Бердяева). Эта черта русской философии появилась не случайно. Она выросла из одной из характеристик русского человека, который в своё историческое прошлое всегда привносил оценочный момент. Он всегда вёл диалог с историей, рассматривая её не только (и не столько) как ставшую и устоявшуюся, но как постоянно становящуюся, где, по оценкам каждого и всех, возможны были другие (и, конечно, лучшие пути). Не случайно в русском языке чаще употребляется слово «правда», чем «истина». Для русского человека историческая истина не предстаёт в холодно-логическом и отстранённо-рациональном виде, она является нам в обязательном единении со справедливостью и добром. В этом образе истина становится правдой (справедливость и правда в русском языке – однокоренные слова). Поскольку русская философия не была чистой гносеологией, то русская истина являла собой более чем теоретическую картину мира, чистую идею. Истина здесь – это основы жизни, на которых стоит человечество: красота, добро, любовь, справедливость – всё присутствует в ней. Поэтому она и становится правдой как живой истиной. Чаще правда-истина открывалась через религиозный поиск спасения, а оно – лишь в движении к абсолюту, к Богу. В этом движении истина приобретала качества святости. Святость давал русский религиозный опыт как опыт нравственный, ориентирующий на поиски смысла в любом деле и процессе. Все русские философы искали смысла жизни, а ориентиром служило страстное искание правды, которое не ограничивалось чистой логикой, законом или холодными правовыми отношениями. Смысл и правда жизни – в Царстве Божьем, где люди свободны от эгоизма и где творятся и почитаются лишь абсолютные ценности – те, что служат всему миру. Мистицизм и антирационализм сопротивлялись тому, чтобы в одной логике усматривать выражение окончательной истины.

В-четвёртых, содержательная сторона русской философии отразила религиозный характер русского народа. Народ, нация, государство, любое другое общественное целое всегда объединяют и отображают характер и души отдельных людей. Личности, составляющие то или иное общественное образование как части, «служат целому как органы его». Русские мыслители такое целое называли симфонической личностью (Л.П.Карсавин). Конечно, отдельный человек всегда отличается от «симфонической личности», но некоторые черты, безусловно, совпадают. К одной из таких черт и относится религиозность русского человека и русского народа. Черта религиозности, пожалуй, наиболее характеризовала русский народ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: